|
Компромиссная гармония музыкального строя. Статья №16. 15.11.16.
Основополагающие принципы музыкальной гармонии по праву считаются эталоном для всех видов изящных искусств. Главные музыкальные пропорции – октава, квинта и кварта именуются “совершенными консонансами”. Этим самым подчёркивается абсолютная акустическая чистота этих музыкальных созвучий, называемых также “чистыми”, то есть лишенными какой бы то ни было погрешности.
-
Казалось бы, столь высокая степень акустического совершенства базовых музыкальных пропорций предопределяет совершенство и всего остального семейства музыкальных интервалов, составляющих музыкальный строй.
- Но не тут–то было. В современном (европейском) музыкальном строе пропорции большинства музыкальных интервалов сознательно искажены (в акустическом смысле) в угоду, так называемой, замкнутости музыкального строя.
-
Этот вынужденный компромисс даёт возможность исполнять музыкальные произведения различной тональности, не перестраивая инструмент.
- Чтобы понять, что такое “замкнутость”, совершенно не обязательно быть знатоком музыкальной теории. Вполне достаточно самой обычной логики и знания арифметики в рамках начальной школы. Замкнутость музыкального строя подразумевает кратность всех музыкальных интервалов октаве – главному музыкальному интервалу. По принципу – меньшее должно целое число раз укладываться в бóльшем.
- Так, например, в одной минуте ровно шестьдесят секунд, в одном часе ровно шестьдесят минут, а в одних сутках ровно 24 часа. Секунды точно укладываются в минуты, минуты в часы, часы в сутки, сутки в недели и так далее…
-
Поверили?
- А зря !
- Нет никакого – так далее. Вы же хорошо знаете, что в месяце не целое число недель. Да и сами месяцы разные. То 30 дней, то 31, а февраль вообще какой-то усечённый. И даже годы – разные: один из четырёх (високосный) – на день больше. Где же тут взаимная кратность и замкнутость ! Что уж говорить про лунные месяцы, которые никак не желают укладываться в солнечный год.
- Такого же рода неувязки обнаружила молодая европейская наука в древних музыкальных строях, когда в конце эпохи возрождения решила проверить гармонию алгеброй. Ну, а раз обнаружился непорядок, то надо его устранять. Вот и решили не мудрить, а все музыкальные интервалы сделать кратными полутону. В переводе на музыкальный язык, октаву (год) было решено разделить на 12 равных полутонов (месяцев). Тогда два полутона стали в точности равны целому тону, три полутона – малой терции, четыре – большой терции, пять – кварте, шесть – тритону, семь – квинте.
- Вы думаете, что аналогия с месяцами притянута за уши? Ничего подобного! В древнем Китае музыкальный строй действительно уподоблялся солнечному году, состоящему из 12 месяцев (полутонов). Только вот в китайском строе музыкальные “месяцы”, по какой–то веской причине, как впрочем, и месяцы в солнечном календаре, не были одинаковыми – пять больших (Ян) и семь малых (Инь). Чтобы получить целый тон, надо сложить малый китайский полутон с большим (Ян + Инь). Если же сложить два малых полутона, то тоже получится тон, но только уже не целый, а малый.
- Да ладно бы одни китайцы, но точно такие же “неравные" полутона были в ходу у древних греков, и у древних египтян, а ещё в древней Индии и в древнем Вавилоне. Фактически, весь древний мир в течение нескольких тысячелетий упорно придерживался единой модели натурального музыкального строя, считавшегося олицетворением божественной гармонии.
- А вот, только–только вставшая на ноги европейская музыкальная наука, излишне очарованная в эпоху возрождения логарифмическим исчислением, дерзнула подправить божественную гармонию. Что же из этого вышло?
-
Во-первых, поредело само семейство музыкальных интервалов. Во-вторых, значительно сократился набор возможных аккордов, поскольку каждый дополнительный интервал удваивает количество аккордов. В-третьих, за исключением октавы, все остальные интервалы, в большей или в меньшей степени, потеряли свою акустическую чистоту. Квинта и кварта пострадали незначительно, а вот терции, сексты, септимы и тритон стали “подвывающими”. Этот акустический недостаток музыканты научились маскировать аккомпанирующими аккордами – левая рука на фортепиано.
В наше время даже выпускники музыкальных школ и музыкальных институтов, в подавляющем своём большинстве, понятия не имеют о какой–то там проблеме музыкального строя. Ну да, была музыкальная реформа, математики с физиками во всём разобрались, навели порядок, сделали строй замкнутым, чего ещё желать. Они применили какие-то логарифмы, дробные степени… – нам, гуманитариям, этого не понять.
Логично предположить, что математики с физиками уж точно разбираются в проблеме музыкального строя, ведь, якобы, с их лёгкой руки его и подправили?
Но, к сожалению, и они не разбираются, считая, что там слишком много чисто музыкальной специфики, которая ближе и понятней гуманитариям. Сам Ричард Фейнман (нобелевский лауреат) в своём легендарном курсе физики признался, что современная физика не в состоянии дать объяснение гармонии даже простейших музыкальных созвучий.
В результате, базовые основы музыкальной гармонии оказались, как бы, на “нейтральной полосе”, разделяющей “физиков” и “лириков”. Как правило, “чистые” физики не очень уверенно ориентируются в тонкостях специфической музыкальной терминологии, а “чистые” музыканты довольствуются довольно-таки общим представлением о физической сущности музыкального звука.
Но, неужели, истинная гармония может быть основана на компромиссе ?
Неужели, ради простоты настройки музыкальных инструментов обязательно жертвовать акустической чистотой мелодических созвучий и аккордов ?
Ответ на оба эти вопроса – очевиден. Разумеется – нет !
Мы живём в такое интересное время, когда достигнутый сегодня уровень музыкальных технологий позволяет отказаться от, казалось бы, неизбежного компромисса и на новом витке вернуть к жизни ту чистоту и то разнообразие музыкальных интервалов, которые были присущи древней музыкальной традиции.
Дело за малым – нам придётся отыскать утерянные ключи от того сокровенного знания, которым владели древние цивилизации.
Для этого мы вспомним и осмыслим заново некоторые древние легенды, например, легенду о лире Гермеса. Мы постараемся уточнить физическую сущность музыкального звука и физический смысл понятия тональность. Мы разберёмся с акустической природой мажорных и минорных аккордов и даже попытаемся сконструировать такие аккорды, которых пока ещё не бывало.
Игорь Юрьевич Куликов
Зарегистрируем МЕЛОДИЮ в качестве товарного знака.
Телефон: +7 (495) 737-63-77 доб. 5700
Ольга Львовна Васильева
Автор:
И.Ю. Куликов
Возврат к списку
|