Договоры: лицензионный, отчуждения, франшизы


1. Договор об отчуждении исключительного права на средство индивидуализации. (Продажа товарного знака.)

По этому договору правообладатель передает принадлежащее ему исключительное право на средство индивидуализации (товарный знак) приобретателю. Договор отчуждения заключается в письменной форме. Отчуждение товарного знака подлежит государственной регистрации. В нем должны быть прописаны условия вознаграждения. При невыполнении вышеперечисленных условий договор считается недействительным.

Исключительное право на товарный знак переходит от правообладателя к приобретателю с даты регистрации отчуждения исключительного права на товарный знак.

2. Лицензионный договор на право использования товарного знака. Преимущества, виды и особенности.

Собственник товарного знака может извлекать материальную выгоду как от непосредственного использования своего зарегистрированного товарного знака, так и от временной передачи прав на использование товарного знака третьим лицам (сторонним организациям). Такая схема получения дохода хорошо работает, когда товарный знак уже достаточно широко известен («раскручен»), а реализуемые товары (услуги) востребованы.

Лицензионные договоры выгодны не только тем, что правообладатель (лицензиар) получает по ним оговоренные платежи от лицензиата. Наличие лицензионных договоров позволяет владельцу товарного знака создавать целые сети, объединенные общим брендом. Такая схема также расширяет географию рынка реализации товаров.

Необходимо различать исключительные лицензии на товарный знак (когда правообладатель, оставаясь владельцем товарного знака, теряет возможность его передачи и использования на указанной в договоре территории и по конкретным классам МКТУ), и неисключительные лицензии (когда правообладатель, сохраняя неограниченного право использования своего товарного знака, имеет возможность заключать любое количество лицензионных договоров даже на одной территории).

Лицензионный договор на передачу товарного знака должен обязательно содержать разделы:

  • предмет договора;
  • описание способа (сфер) использования передаваемого товарного знака;
  • в возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения или порядок его определения.

Лицензионный договор оформляется в письменном виде, подлежит обязательной регистрации в Роспатенте и может быть заключен только в отношении зарегистрированного товарного знака.

Срок действия лицензионного договора не может превышать срок действия Свидетельства о регистрации товарного знака.

3. Сублицензионный договор.

Отличие заключается в том, что в сублицензионном договоре лицензиаром выступает не правообладатель товарного знака, а лицо, получившее ранее право на использование товарного знака по лицензионному договору (сублицензиар).

4. Договор коммерческой концессии (франчайзинговый договор, договор франшизы).

Это договор, в соответствии с которым правообладатель (франчайзер) предоставляет пользователю (франчайзи) совокупность (комплекс) исключительных прав, на основании которых пользователь (франчайзи) может заниматься производством и/или реализацией товаров, оказанием услуг согласно договору коммерческой концессии (франчайзинга). (Franchise в переводе с французского означает «льгота»)

В соответствии с договором коммерческой концессии, Правообладатель обязан консультировать пользователя, оказывать ему техническую поддержку, обучать его персонал, контролировать качество производимых товаров (услуг). В обязанности Пользователя входит строгое исполнение инструкций правообладателя.

В качестве сторон договора коммерческой концессии могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Договор коммерческой концессии имеет ряд положительных моментов для всех его участников.

Пользователь получает возможность работать под именем известного бренда, по отлаженной технологии, используя богатый опыт правообладателя, максимально снизив свои риски.

Правообладатель же, не вкладывая ни копейки в открытие новых филиалов, в результате получает расширение своего бизнеса.

Примером использования описываемой технологии является сеть заведений «быстрого питания» «Крошка -картошка».


По вопросам оформления договоров обращайтесь к
Татьяне Владимировне Суровой,
патентному поверенному РФ,
рег. номер 1419.

Телефон: + (495) 737-63-77 доб. 212