Нико Пиросмани. Авторское право и общественное достояние.

Нико Пиросмани. Авторское право и общественное достояние.

«Он жизнь любил не скупо

как видно по всему...

Но не хватило супа

на всей земле ему».


Б.Ш. Окуджава, Песенка о художнике Пиросмани, 1964.




НИКО ПИРОСМАНИ (05 мая 1862 — 20 апреля 1918).

Грузия. Кахетия. Алазанская долина. Город Сигнахи, неподалеку от Мирзаани, родного села Нико Пиросмани.

На фото: город Сигнахи в Кахетии (Грузия), неподалеку от села Мирзаани, где родился Нико Пиросмани. Фото 2016 года.

Нико Пиросмани родился четвертым ребенком в крестьянской семье в Кахетии (Грузия), в небольшом селе Мирзаани, что в Алазанской долине, известной своими прекрасными пейзажами и чудесными виноградными винами. Село расположено на высоте около 750 метров неподалеку от дороги на Телави, идущей через населенные пункты с такими вкусными «винными» названиями, как Гурджаани, Цинандали, Вазисубани, а чуть дальше - Ахмета, Напареули и др. Забегая вперед, скажу, что уже более 35 лет в городе Кварели из сортов винограда Саперави и Ркацители по кахетинской технологии производят полусухое красное вино «Пиросмани».

Полное имя Пиросмани — Николай Арсланович Пиросманашвили. Семья его была бедная, родители не могли дать своим детям практически никакого образования. В возрасте 8 лет он потерял своего отца, а затем умерли его мать и брат. Оставшись сиротой, он перебрался к своей работодательнице Калантаровой в село Шулавери, прожив там полтора десятка лет и сблизившись с ее сыном Георгием, с которым в 70-е годах XIX века переехал в город Тифлис (нынешний Тбилиси). В столице он немного научился читать (на родном и на русском языках), но никакого законченного образования так и не получил. Несколько месяцев изучал типографское ремесло, но и там не прижился. На некоторое время возвращался в родное село Мирзаани, где у него оставалась родная сестра, и работал там пастухом.

Нико Пиросмани.

На фото: вывеска кисти Нико Пиросмани "Натюрморт". Фрагмент. Фото 2016 года.

От случая к случаю учился технике живописи у бродячих художников, помогая им расписывать вывески для магазинчиков и питейных заведений. Научился самостоятельно готовить художественные краски. В конце XIX века со своим партнером, таким же «самодеятельным» художником без всякого образования, открыл мастерскую по декоративному оформлению. Первый promo-заказ они выполнили бесплатно, в рекламных целях, а других, «коммерческих» заказов так и не поступило...

Ища средства к существованию, Нико устроился на работу кондуктором на железной дороге, где продержался 4 года, заработав за это время множество взысканий и штрафов. Получив при увольнении некую сумму, он нашел очередного партнера и вложил все деньги в торговлю молочными продуктами. Однако торговля его тоже не могла удержать надолго. Его вклад в общее дело закончился тем, что он написал для молочной лавки две вывески с изображением коров, после чего опять уехал к сестре в родное село. Партнер оказался порядочным человеком и впоследствии выдавал ему один рубль в сутки на пропитание.

Пиросмани. Жираф. 1908.

На фото: Картина Н. Пиросмани "Жираф". 1905 г. Фото 2016 года.

В самом конце XIX века Пиросмани все больше тратил время на живопись, выполняя разовые заказы на оформление вывесок и создание больших декоративных панно. Не имея возможности приобретать холсты, а также, возможно, из технологических соображений и для уменьшения расхода красок, Нико писал свои произведения на самом доступном и дешевом материале — кусках черной клеенки, которой накрывали столы. Причем некоторые участки черного фона он оставлял незакрашенными, что давало неожиданный декоративный эффект и позволяло экономить драгоценные краски. А краски Пиросмани использовал только качественные и дорогие.

Не имея специальных знаний по основам композиции и рисунка, овладев лишь техникой смешивания красок и их нанесения на основу, Пиросмани, тем не менее, безусловно обладал своеобразным художественным даром, позволявшим ему создавать абсолютно самобытные, яркие и запоминающиеся произведения. По всей вероятности, ему были недоступны для изучения работы величайших живописцев, поэтому он избежал соблазна подражать кому-либо и был свободен в своем самовыражении. Неспроста он часто рассказывал окружающим, что это не он создает свои картины. Он всего лишь держит художественную кисть в руке, а она (кисть) пишет самостоятельно, без его участия.

Пиросмани. Рыбак в красной рубахе. 1908.

На фото: Картина Н. Пиросмани "Рыбак в красной рубахе". 1908 г. Фото 2016 года.

Создавая свои картины, художник совершенно не думал об авторском праве. Многие свои произведения он написал (а писал он очень быстро, сразу «набело», ничего не исправляя) в буквальном смысле «за еду».

Зачастую его запирали в каком-нибудь помещении, указав объем работ, и выпускали на свободу лишь тогда, когда все было готово. Денег не платили совсем, только кормили. Он и этому был рад, поскольку почти все время голодал. И поэтому он так любил изображать пиры, пышно накрытые столы и разнообразную снедь.

Вплоть до 1912 года Нико Пиросмани жил в некоем вакууме, никак не пересекаясь со своими «коллегами по цеху». Однако летом того года на его творчество обратили пристальное внимание футуристы братья Зданевичи.

Один из них (художник) купил довольно много его картин и сделал несколько заказов. Другой (поэт) опубликовал в местной газете статью о его творчестве.

Пиросмани. Актриса Маргарита. 1909.

На фото: Картина Н. Пиросмани "Актриса Маргарита". 1909 г. Фото 2016 года.

Годом позже в Москве прошла выставка картин художников-футуристов, на которой было выставлено несколько работ Пиросманашвили. К Нико приходит известность. Его картины начинают коллекционировать.

Однако, как ни странно, даже этот пик востребованности не решает его материальных проблем. Деньги у него не задерживаются, он не может выбраться из нищеты. К тому же, многие говорили о его несносном характере и психической неуравновешенности. Он прослыл как человек, с которым совершенно невозможно иметь дела...

Жизненный путь Нико Пиросмани завершился трагически. Он умер в Тифлисе, в одиночестве и полной нищете, в одном из городских подвалов, где он провел трое суток, от холода, голода и болезней. Когда его нашли, он был уже в очень тяжелом состоянии и спасти его не удалось. Место его захоронения точно неизвестно. По всей вероятности, это была общая могила для безвестных и бедняков.

Пиросмани. Олень на фоне пейзажа. 1913.

На фото: Картина Н. Пиросмани "Олень на фоне пейзажа". Фрагмент. 1913 г. Фото 2016 года.

Когда пришло всемирное признание его творчества, история его жизни, доселе малоизвестная, стала обрастать легендами, не имеющими документального подтверждения.

Стали рассказывать, что его удостоил встречи классик грузинской поэзии Важа Пшавела, поскольку Пиросмани писал стихи, которые, правда, не сохранились.

По второй легенде имела место романтическая история между художником и актрисой Маргаритой, которая легла в основу текста песни «Миллион алых роз», исполненной Аллой Пугачевой.

Картины его живут, удивляют и радуют миллионы людей. Наиболее значительные собрания его работ хранятся в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси, в Краеведческом музее в городе Сигнахи в Кахетии, недалеко от родного села Пиросмани, в России — в «Третьяковке» и Государственном музее искусства народов Востока.

Пиросмани. Татарин - погонщик верблюдов.

На фото: Картина Н. Пиросмани "Татарин - погонщик верблюдов". Фото 2016 года.

Нико Пиросмани называют «российским художником грузинского происхождения», поскольку он родился в Тифлисской губернии Российской империи. Художника нет в живых уже почти 100 лет. Потомков у него не осталось. Его неповторимые. яркие, полные жизни картины стали общественным достоянием.

ГК РФ, Часть 4. Глава 70. Авторское право.

«Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние.

1. По истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения...».

Похожая ситуация с переходом произведения искусства в общественное достояние в США. В соответствии с законом США об авторском праве, произведение переходит в общественное достояние через 70 лет после смерти его автора.

Однако, не надо забывать, что в других странах законодательство может отличаться.


По вопросам авторского права и перевода в общественное достояние
проконсультируйтесь у патентного поверенного Иннотэк,
Главного эксперта отд. №57 Ольги Львовны Васильевой

Телефон: +7 (495) 737-63-77 доб. 5700




Возврат к списку