"Кривой" Парфенон - объект всемирного культурного наследия.

2016 год объявлен перекрестным Годом культуры
в Греции и в России. Обе страны планируют отметить
тысячелетие русского присутствия на Афоне.

* * *

«Когда, священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Твой камень, солнцем весь облитый,
Прозрачный, теплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рожденной пеною морской...»

Дмитрий Мережковский


Греция. Афины. Парфенон.
На фото: восточный фасад Парфенона. Фото 2015 года.

Попробуйте назвать архитектурное сооружение более известное, более значимое для мировой культуры, чем Парфенон на афинском Акрополе...

Давно подмечено, что человек видит красоту лишь в соотношении частей объекта, то есть в его пропорциях. Поэтому, если здание непропорционально, сколько не украшай его прекрасными фресками и скульптурами, оно не вызовет у зрителя ощущения гармонии.

Даже частично превращенный в руины, огромный и в тоже время изящно-невесомый, Парфенон и сегодня являет собой символ не только древнегреческой, но и общемировой культуры и человеческого гения.

А ведь сооружен он почти 2'500 лет назад, когда и в помине не было теодолитов, лазерных уровней и мощных подъемных кранов!..

Более подходящего места, чем Акрополь, поднимающийся над Афинами на высоту более 150 м, для такого сооружения трудно представить. Акрополь (по-гречески — akropolis) дословно переводится как «верхний город» и представляет собой хорошо защищенную (как особенностями природного ландшафта, так и искусственными укреплениями) территорию, расположенную на естественном возвышении, окруженном отвесными скальными стенами.

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Строительство Парфенона длилось более 10 лет и было завершено 438 году до нашей эры. Украшение храма скульптурами продолжалось еще шесть лет. Изначально этот древнегреческий храм был посвящен богине Афине Парфенос (Афине-девственнице, покровительнице всей Аттики, включая древние Афины).

Проект главного афинского святилища разработал зодчий Иктий, архитектором и строителем был Калликрат. Художественным оформлением и надзором за строительством занимался гениальный скульптор Фидий, друг Перикла, правившего в тот период времени Афинами.

Уникальность Парфенона заключается в том, что каждый его элемент и вся конструкция в целом были продуманы и просчитаны Иктием до мельчайших подробностей для достижения максимального зрительного эффекта. Главный фокус заключается в том, что хотя Парфенон смотрится со стороны идеально ровным и прямолинейным, в нем нет, практически, ни одной прямой линии, ни одной плоской поверхности!

Для того, чтобы компенсировать особенности восприятия объектов человеческим глазом и убрать возникающие при этом объемные оптические искажения, Иктий их все учел, вычислил их величину и заложил в своем проекте корректирующие изменения формы. Появился даже особый термин «курватура Парфенона» (от curve – кривая). Удивительный уровень знаний почти за полтысячи лет до Рождества Христова!..

Греция. Афины. Парфенон.
ГЛАВНАЯ «ФИШКА» ПАРФЕНОНА

По форме Парфенон представляет собой дорический периптер (прямоугольное в плане сооружение, обрамленное по периметру колоннадой-перистилем), размер стилобата (основания) около 70 х 31 м. С фасада видно по 8 колонн, с боковых сторон — по 17. Высота каждой колонны порядка 10,5 м. Мраморные колонны составные, собранные из десяти мраморных барабанов каждая, украшены продольными желобками-каннелюрами полукруглого сечения.

А теперь об интересных особенностях этого сооружения. Стороны стилобата в плане вогнуты вовнутрь, напоминая сверху коробку с тортом, туго перетянутую крест-накрест полипропиленовым шпагатом. Колонны и фронтон также наклонены вовнутрь. Образующая колонн имеет криволинейную форму, формируя в центральной части небольшое утолщение (энтазис). Диаметр четырех угловых колонн, наклоненных к середине, на 5 см больше, чем остальных колонн. Две центральные колонны наклонены к углам сооружения. Другими словами, чтобы добиться иллюзии абсолютной прямолинейности, от которой мы приходим в такой восторг, Парфенон умышленно построили «кривым»!

Все эти приемы были придуманы именно Иктином и впервые воплощены в проекте Парфенона, что позволило добиться оптического эффекта абсолютной прямолинейности объекта. Как же этот древний дядька, завернутый в «простыню»-хитон, дошел до этого? Чем измерял, как вычислил с такой точностью огрехи человеческого зрения?! Уму непостижимо...
Находящееся внутри внешней колоннады помещение храма имело габариты приблизительно 59 х 22 м. В центральном нефе располагалась уникальная статуя Афины Парфенос работы Фидия. Статуя имела деревянный остов и была облицована золотом и слоновой костью. На статую высотой около 11 метров ушло около тонны (!) золота. Драгоценная статуя не сохранилась, известны лишь несколько ее копий, дающих приблизительное представление о величественном оригинале.

Парфенон строился без каких-либо связующих составов наподобие цемента или известкового раствора. (Кстати сказать, в Албании и сейчас стоит многовековая «Свинцовая мечеть», при строительстве которой каждый камень стен укладывался в «ванну» из расплавленного свинца, который, застывая, надежно связывал элементы кладки между собой). Для формирования основания Парфенона и фиксации всех его элементов использовалась так называемая «сухая кладка». В нижней части уложены массивные, очень точно обработанные каменные блоки, на них - «кирпичи» поменьше. В горизонтальном и вертикальном направлении эти элементы жестко связывались между собой железными стяжками и штырями. Цилиндрические элементы составных колонн фиксировались и центрировались при помощи деревянных «пробок».
Парфенон был построен из белоснежного мрамора, и, как и любой древнегреческий храм, был щедро раскрашен в красный, синий и желтый цвета. До наших времен краска не сохранилась. Поэтому мрамор Парфенона имеет теплый бежевый оттенок с южной стороны, благодаря воздействию солнечных лучей, и светло-серый тон с севера.

Греция. Афины. Парфенон. Скульптура Фидия.
ФИДИЙ

Фидий украсил Парфенон огромным количеством прекрасных рельефов и скульптур. Только на внешнем фризе храма было расположено 92 горельефа, изображающих сцены битв Троянской войны, войны кентавров с племенем лапифов, столкновения греков с амазонками, борьбу богов с гигантами. Отрадно, что большая часть этих удивительно реалистичных объемных изображений сохранилась до наших дней в афинском и британском музеях.

Недруги обвинили Фидия в том, что он похитил часть золота, собранного для изготовления статуи Афины-девственницы. Словно предполагая такое развитие событий, Фидий сделал золотые пластины съемными. Он временно снял все золотые элементы и дал возможность их взвесить, чем отвел от себя опасное обвинение.

Существует легенда, что вдохновленный успехом Фидий допустил роковую ошибку, изваяв на щите Афины Парфенос своего друга Перикла и себя. За эту вольность он был обвинен в оскорблении божества и брошен в тюрьму, из которой ему не суждено было выйти живым...

СТАТУИ АФИНЫ

Прекрасной статуе Афины Парфенос была уготована непростая судьба. Был в ее истории период, когда золотые пластины, покрывавшие ее поверхность, постепенно снимали для оплаты войска и заменяли бронзовыми. Считается, что статуя Афины Парфенос погибла в очередном пожаре в III веке до н.э. В результате этого пожара обрушилась крыша Парфенона, мрамор потрескался, разрушились перекрытия и арматура конструкции.

Греция. Афины. Парфенон. Кариатиды храма Эрехтейон.
На фото: кариатиды портика на южной стороне храма Эрехтейон, рядом с которым стояла высокая статуя Афины Промахос.

Предположительно, название "кариатиды" произошло от внешнего вида девушек города Кария, что в Аркадии. Во время торжеств, посвященных богине Артемиде, одетые в длинные одежды, они исполняли ритуальные танцы с придерживаемыми одной рукой корзинами на голове, полными фруктов или цветов.

Нельзя не упомянуть еще один знаменитый памятник - статую Афины Промахос (Афины-воительницы), стоявшую на высоченном постаменте между Парфеноном и храмом Эрехтейон (421 - 406 г. до н.э.), знаменитом своими кариатидами на южной стороне храма. Эрехтейон построен на том самом месте, где Афина и Посейдон поспорили о том, кто будет владеть Аттикой (местностью, на которой расположены Афины).

Бронзовая статуя Афины Промахос работы Фидия была сооружена в 465 — 455 г. до н.э. Афина Промахос, с копьем в руках, с учетом габаритов постамента была значительно выше немаленького храма Эрехтейон. Лучи солнца отражались от ее шлема из чистого золота и были видны издалека. Поэтому для моряков она служила настоящим маяком. В начале XIII века огромная статуя Афины Промахос была повреждена и разрушена.

ЯЗЫЧЕСКИЙ ХРАМ, ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР, КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И МЕЧЕТЬ.

Тысячу лет Парфенон служил храмом богини Афины. Лишь около VI в. н.э. он был преобразован в христианский храм в честь Святой Софии, затем, во времена византийского владычества стал православным кафедральным Собором Пресвятой Богородицы.

В XIII веке Парфенон превратился в католическую церковь. В середине XV века Афины попали под власть Османской империи. Как вы уже догадались, Парфенон был перестроен в мечеть, на Акрополе разместился турецкий гарнизон, а в храме Эрехтейон расположился гарем султана.

РАЗРУШЕНИЕ И РАСХИЩЕНИЕ ПАРФЕНОНА

В конце XVII века, в разгар турецко-венецианской войны, Парфенон получил самые страшные повреждения. Венецианцы стали обстреливать Парфенон, используемый турками как пороховой склад, из пушек, выпустив по нему около 700 ядер! От взрыва порохового склада мгновенно разрушилась центральная часть храма, включая 28 колонн, внутренние постройки, обрушилась крыша. Землетрясение 1894 года еще больше разрушило древний храм...

Греция. Афины. Парфенон.
На фото: фрагмент картины российского художника Василия Поленова «Парфенон. Храм Афины-Парфенос», 1882 г. Данное живописное произведение является общественным достоянием. Нетрудно заметить, что на момент написания этой картины Парфенон находился в гораздо более лучшем состоянии — по крайнее мере, восточный фронтон сохранился практически полностью.

Многие десятилетия бесчисленная армия ценителей античности растаскивала фрагменты архитектурного декора Парфенона.

Лорд Элджин, посол Великобритании в Константинополе, с помощью своих агентов вывез множество скульптур и горельефов, и даже ухитрился отправить к себе на родину одну из кариатид Эрехтейона!

С 1980-х годов и по настоящее время идет тяжба властей Греции с Британским музеем с целью вернуть похищенные произведения искусства.

ПАРФЕНОН И ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Много веков Парфенон является символом античной архитектуры, эталоном красоты и изящества. Это уникальное сооружение всегда привлекало внимание зодчих, художников и поэтов. В наши дни есть попытки использовать всемирную славу и узнаваемость Парфенона в коммерческих целях. Так, поиск в Интернете дал следующие результаты:

- к этому словесному обозначению имеет отношение компания, с 1998 года занимающаяся производством декоративного бетона;

- известно бренди «Парфенон» отечественного производства в бутылках по 0,7 л.;

- есть предложение гротов для аквариумов «Храм Парфенон 35» российского производства.

Изящный облик Парфенона и его широко известное «имя» очень привлекательны для использования в качестве товарного знака, как для графического, так и для словесного. Однако, среди зарегистрированных товарных знаков «Парфенон» не числится. В чем же причина? А если у вас вдруг появится желание зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания с таким наименованием? Ничего не получится — вы гарантированно получите отказ в регистрации. Почему? Потому что в ГК РФ четко прописано:

«ГК РФ Статья 1483. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака.
...
4. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.»

Как не получить отказ в регистрации товарного знака,
спросите у патентного поверенного Иннотэк
Ольги Алексеевны Паршиной по телефону:

+7 (495) 737-63-77 доб. 5704



Возврат к списку