Мстёра - НМПТ №35


  1. ЧЕМ ЗАПОМНИЛАСЬ МСТЁРА?

    Наименование места происхождения товара. Мстёра. Посёлок Мстёра прячется среди лесистых холмов на высоком берегу речки Мстёрки. В посёлке с четырёхтысячным населением большинство домов деревянные, одноэтажные, с чудесными кружевными наличниками.

    Случилось так, что летом 2014 мы оказались на ярмарке «Мстёрский базар». Этот праздник, похожий на «День города», проходит в поселке Мстера каждый год в августе. Центральная площадь перед Богоявленским монастырём, превратившаяся на время в торговые ряды, была полна народу.

    На эстраде лихо отплясывал самодеятельный девичий коллектив. В крохотных магазинчиках на стенах висели изделия с ручной вышивкой мстёрской белой гладью и красным владимирским швом. В бесчисленных лавочках продавалась аппетитная снедь, дары природы и сувенирная продукция для туристов.

    Среди сувениров были и «самопальные» шкатулки с лаковой миниатюрой, да такие, что без слёз не взглянешь. Одно время местная статистика утверждала, что в Мстёре каждый пятнадцатый житель – художник. Видимо, так оно и есть, если считать что слово «художник» происходит от слова «худо»… Только в Мстёрском художественном музее мы увидели, что такое настоящая миниатюрная живопись.

  2. ИСТОРИЯ МСТЁРЫ И МЕСТНЫХ РЕМЁСЕЛ

    Наименование места происхождения товара. Мстёра. В письменных источниках Богоявленский погост (с XIX века - село Мстёра) на реке Мстёрке впервые упомянут в 1623 году. А уже в конце XVII века на территории Богоявленского монастыря зарождается иконопись.

    Считается, что речка Мстёрка, давшая название селу Мстёра, имеет общие угро-финские корни с названием порожистой реки Мста («Чёрная»), несущей свои воды по Тверской и Новгородской областям.

    В XIX веке Мстёра была одним из самых бойких мест всего Владимирского края. Почему же местные жители так активно осваивали торговлю и самые различные ремёсла? Ответ прост — пахотных земель здесь мало, а те что есть, отличаются крайне низким плодородием. Поэтому жители Мстёры не занимались земледелием, за исключением небольших огородов. (Хотя и здесь преуспели — культура Мстёрского лука получила известность далеко за пределами Владимирской губернии.)

    Была и еще причина предпринимательской активности — речка Мстёрка через Клязьму и Оку связывала село водным путём с Нижним Новгородом, что создавало прекрасные условия для торговли.

    Вот почему в небольшом селении возникали такие разные виды деятельности, как рыболовство, перевоз с берега на берег, производство патоки, кожевенное дело, иконопись, ювелирное дело (чеканка, финифть, скань, гравировка), вышивание гладью (400 вышивальщиц к концу XIX века), ткачество.

    Неожиданным для села направлением деятельности оказалась литография, позволявшая выпускать огромным тиражом лубочные картинки, которые раскрашивала женская половина населения, имея на этом дополнительный заработок.

    Наименование места происхождения товара. Мстёра. В середине XIX века более половины жителей Мстёры занималась иконописью или ремеслами, с ней связанными (напр., изготовлением богато украшенных окладов для икон).

    Надо отметить, что большинство икон было низкого качества — ну не может же каждый второй селянин быть талантливым художником!

    Но уже тогда здесь творили чудеса т.н. «иконники-старинщики» - одарённые мастера-живописцы, которые занимались созданием копий-имитаций старинных новгородских икон или реставрацией повреждённых, почти совсем стершихся ликов на древних образах. Да так мастерски работали, что никто отличить не мог, где старое письмо, а где поновление.

    Распространением дешевых икон и лубочных картинок занимались «офени» - торговцы мелочёвкой вразнос. Закончив сезонные хозяйственные работы, они нагружали своё транспортное средство (сани или телегу) товаром, и отправлялись в дальний путь.

  3. МСТЁРСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

    Наименование места происхождения товара. Мстёра. Первый музей был создан в 1919 году при «Мстёрских государственных художественно-ремесленных мастерских». Его продолжением стал «Музей церковных древностей», организованный в здании Богоявленского собора.

    В своём современном виде «Мстёрский художественный музей» существует с 1996 года.

    В музее, разместившемся в здании XIX века, хранится более трех тысяч экспонатов по тематике:

    - древнерусское искусство, иконопись XVII – XX в.в.;
    - лаковая миниатюра на папье-маше;
    - вышивка «белой гладью» и «владимирским швом»;
    - художественный металл, резьба по дереву, живопись, графика и др.

    Что хорошо в музее.
    - Очень интересная коллекция лаковой миниатюры первой половины прошлого столетия и икон, начиная с XVII века.
    - При музее можно приобрести настоящие профессионально изготовленные и расписанные мстёрские шкатулки.

    Что плохо в музее.
    - Экспозиция лаковой миниатюры была так плохо освещена, что сделать хорошие фотографии было невозможно.
    - Зал древнерусского искусства прекрасно освещён, но фотографировать в нём запрещено…

  4. В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ МСТЁРСКОЙ МИНИАТЮРЫ ОТ ИЗДЕЛИЙ ФЕДОСКИНО, ПАЛЕХА И ХОЛУЯ?

    Наименование места происхождения товара. Мстёра. Мы задавали этот вопрос художникам, сотрудникам музеев и специалистам на выставочных стендах. Вот обобщенные ответы:

    - Художники Мстёры, Палеха и Холуя сохраняют в искусстве лаковой миниатюры иконописные традиции и работают темперой. Живописцы из Федоскино — маслом.

    - Работы из Мстеры, Палеха и Холуя отличаются нарочито искажённой (как и в иконах) перспективой, сказочностью и хорошо заметной стилизацией персонажей. Портреты кисти живописцев из Федоскино отличаются фотографической точностью на грани с гиперреализмом.

    - Только Мстёра производит лаковые шкатулки, украшенные изящными цветочными композициями.

    - Мстёрские художники стараются придерживаться определенной цветовой гаммы: прохладной серебристо-голубой, либо тёплых жёлто-охристой или красной. В отличие от Палеха и Федоскино, золотой цвет практически не используется в самом живописном изображении. Золото присутствует только в виде тончайшего орнамента по черному фону вокруг изображения.

    - Мстёрские живописцы стараются не использовать яркие «кричащие» краски — им присущи более мягкие цветовые сочетания, близкие к пастельным тонам.

    - Как ни прискорбно, представители всех четырёх школ признают, что у всех у них идёт заимствование техник, сюжетов, цветовых решений и композиций у своих коллег-конкурентов. В результате определить, где изготовлена та или иная шкатулка порой становится невозможно.

  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Наименование места происхождения товара. Мстёра. Небольшое село Мстёра оказалось местом сосредоточения большого количества ремёсел и народных художественных промыслов. До наших дней сохранилась хорошо известная мстёрская лаковая миниатюра на папе-маше, вышивание мстёрской белой гладью и изготовление художественных изделий из металла на заводе «Мстёрский ювелир».

    Все перечисленные промыслы живут, сохраняя традиции и обогащаясь новыми художественными приёмами и технологиями.

    Очень приятно было встретить на выставке-ярмарке народных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка -2017» стенды «Мстёрская лаковая миниатюра» и экспозицию завода «Мстёрский ювелир» в Экспоцентре на Красной Пресне.

    И очень огорчает тот факт, что Свидетельство на право использования НПМТ №35/1 «Мстёра» утратило свою силу ещё 29.04.2006 и так и не было продлено.

  6. ГДЕ НАХОДИТСЯ МСТЁРА?

    Наименование места происхождения товара. Мстёра. До поселка Мстёра Вязниковского района Владимирской области можно доехать по трассе М7 в направлении на Нижний Новгород.

    Путь лежит через город Владимир, который нужно объехать по объездной дороге справа.

    Немного не доезжая до города Вязники на указателе «Мстёра» нужно повернуть налево.

    Расстояние от офиса ООО «Иннотэк» до Мстёры составляет ровно 300 км.







  7. НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА:
    "МСТЁРА"

    Наименование места происхождения товара. Мстёра. Номер государственной регистрации: 35
    Номер заявки: 96705492
    Дата государственной регистрации: 27.05.1999

    Указание товара:
    Художественные изделия из папье-маше с лаковой живописью: пудреницы, шкатулки, коробочки, стаканы для карандашей и ручек, чернильные приборы, ножи для бумаги, чайницы, игольницы, салфеточные кольца, подносы, портсигары, сигаретницы, ларцы, настенные панно, серьги, броши, браслеты, медальоны, записные книжки, барельефы, иконы, пасхальные яйца, декоративные тарелки. Для изделий Мстерской лаковой миниатюры характерны многофигурные композиционные сюжеты, разработанные на основе принципа предметно-пространственного синтеза и единства форм живописи. Цветовая гамма изделий - голубовато-серебристая или охристо-желтая и красная. В тематике лаковых изделий преобладают сюжеты из сказочно-былинного эпоса, песен, литературных произведений, а также бытовые сюжеты и пейзажи. Действие в миниатюрах происходит на фоне сказочного гористого или среднерусского ландшафта, иногда на фоне условного архитектурного ансамбля. Композиция обрамляется тончайшим золотым орнаментом. Расписывают сюжетно связанные миниатюры на крышке и боковых стенах изделий. Миниатюры выполняются желтковой темперой.

    СВИДЕТЕЛЬСТВО

    Наименование места происхождения товара. Мстёра. Номер свидетельства на право пользования: 35/1
    Номер заявки: 96705492
    Дата регистрации: 27.05.1999
    Дата публикации: 25.12.2002
    Дата истечения срока действия свидетельства: 29.04.2006

    Наименование места происхождения товара:
    МСТЁРА

    Имя обладателя свидетельства:
    Мстерская организация Союз художников РФ, Владимирская обл., пгт. Мстера (RU)

    Указание товара:
    Художественные изделия из папье-маше с лаковой живописью: пудреницы, шкатулки, коробочки... Композиция обрамляется тончайшим золотым орнаментом. Расписывают сюжетно связанные миниатюры на крышке и боковых стенах изделий. Миниатюры выполняются желтковой темперой.


Узнайте больше про наименование места происхождения товара (НМПТ)...

Автор:  Текст, фото, видео - Николай Геннадьевич Соков
По вопросам регистрации НМПТ Вам ответит
Патентный поверенный РФ, регистрационный номер 498
Васильева Ольга Львовна
по тел.