Гжель - НМПТ №2


Китайское фарфоровое блюда из музея Metropolitan museum в Нью-Йорке. 1. РАЗВЕНЧАНИЕ МИФОВ

«Всё не такое, каким кажется». Twin Peaks

Миф №1: Керамика с синим рисунком на белом фоне — значит, Гжель?

Оказывается, нет. Фарфор был изобретен в Китае по разным источникам в диапазоне от 206 до 906 года нашей эры. А уже в эпоху Династии Мин (1368-1644 г.г.) в Китае производили фарфоровую посуду с синим рисунком на белом фоне.

Другими словами, начиная с XIV века китайцы уже делали сине-белые художественные фарфоровые изделия в больших объёмах. Спрос на них только увеличивался, поскольку они очень полюбились европейцам несмотря на их дороговизну.

На фото: Фарфоровое блюдо. Китай. (Музей Metropolitan Museum, New York. Фото 2011 года.)

Первое время привозной китайский фарфор ценился в Европе в буквальном смысле на вес золота.

Амстердам. Делфтский фарфор. Нет ничего удивительного в том, что в XVII веке в голландском городе Делфт (кстати, родине гениального живописца Вермеера Делфтского) стали массово производить местный Делфтский фарфор сине-белой гаммы.

Местные художники не только подражали традиционным китайским приёмам декорирования фарфора. Они стали наносить изображения голландских пейзажей, цветов и картин на библейские темы.

Качественными сине-белыми голландскими изразцами украшали печи в богатых российских домах.

В свою очередь, в первой половине XVIII века на российском фаянсовом заводе, принадлежавшем А. Гребенщикову, в подражание уже делфтским мастерам, стали выпускать двухцветные сине-белые изделия. Именно они были и остаются визитной карточкой керамических изделий Гжели.

На фото: современный сине-белый делфтский фарфор. (Фото сделано в 2017 году в г. Амстердам).


Португалия. Керамические изразцы азулежуш. Точно такое же сочетание цветов можно встретить на португальских керамических плитках или изразцах-«азуле́жу».

Из таких сине-белых керамических «квадратиков» собирают огромные многофигурные панно, украшающие стены церквей и кафедральных соборов в городах Лиссабон и Порту.

Изображения на португальских изразцах часто удивляют наивностью и неким примитивизмом.

Здание ж/д вокзала в городе Порту, напротив, отличается высокохудожественными картинами на керамической плитке.

На фото: Португалия. Сине-белые изразцы на стене Кафедрального собора "Се" в городе Порту. (Фото сделано в мае 2017 года).



Гжель. Миф №2: Цвета гжельской керамики: синий рисунок + белый фон.

Не совсем так. Действительно, сочетание белого и синего, часто с плавными переходами, это классика гжельской керамики.

Однако «фирменными» цветами гжельских художников являются также красный, лиловый, желтый, зеленый и коричневый.

В последнее время в оформление сине-белых изделий стали добавлять «золотой» цвет. (Сразу вспоминается благородная кобальтовая сетка на тонкостенных сервизах Императорского фарфорового завода, использующая точно такое же сочетание цветов).

Неожиданные «инверсные» цветовые вариации используются в современных изделиях Гжельского Фарфорового Завода. В некоторых моделях доминирующим цветом является тёмный, почти чёрно-синий, с незначительными вкраплениями белого.

Миф №3: Гжельские художники расписывают белый фарфор синими красками.

Это тоже не так. Во-первых, гжельский фарфор не является в строгом смысле белым. Он очень светлый, но слегка сероватый. Рисунок, нанесенный краской «кобальт» имеет матовый чёрный цвет. Сочным и синим он становится только после обжига в печи. А глянцевой поверхность изделия делает стекловидная глазурь.

Вообще говоря, сочетание синего и белого цветов можно встретить по всему миру. Оно кажется людям естественным и приятным, поскольку часто встречается в окружающей нас природе: синее небо и белые облака, синее море и белые чайки. По всему Средиземноморью можно встретить такую цветовую пару: белые стены домов и синие ставни и рамы окон.

Гжель. 2. ФАЯНС, МАЙОЛИКА, ФАРФОР.

Фарфор — вид керамики, состоящей из каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины. Изделия из фарфорового «теста» обжигают при температуре 1300 — 1460 градусов Цельсия. В результате получается удивительный материал - очень твердый, стойкий к внешним воздействиям, газо- и водонепроницаемый, при небольшой толщине пропускающий свет, при легком ударе издающий высокий чистый звук. Из фарфора изготавливают высококачественную посуду, предметы интерьера, скульптуру малых форм (фигурки, статуэтки), художественные произведения (вазы). Фарфоровые изделия часто расписывают (надглазурная или подглазурная роспись) и покрывают твёрдой стеклоподобной глазурью.

Фаянс — белый или слегка желтоватый пористый материал. Состав — белая глина, кварц и мел. Пропускает воду, поэтому глазурью покрывают 100% поверхности изделия. Используют для изготовления недорогой посуды для повседневного применения.

Майолика — отличается пористым черепком, гладкой поверхностью. Пропускает воду. Часто покрывается цветными глазурями. Используется для оформления интерьера архитектурных сооружений, для производства посуды и художественных изделий (ярославская майолика — фигурки с тончайшим рисунком). Состав — белая или красная глина, кварц, мел и плавни.

Гжель. 3. ГЖЕЛЬ. ИСТОРИЯ.

Гжель — традиционный русский народный промысел, представляющий собой особый вид росписи керамических изделий. Название «Гжель» сегодня объединяет два с половиной десятка деревень, расположенных в полусотне километров к востоку от столицы. Первое упоминание о поселении Гжель относится к 1339 году.

Район этот давно известен как место добычи разнообразных качественных глин. Некоторые виды глин по царскому указу доставляли возами в Москву для изготовления аптекарской посуды. Благодаря обилию сырья, деревня Гжель производила гончарную посуду, кирпич, гончарные трубы, печные изразцы и глиняные детские игрушки, в том числе и для Москвы.

В 1800-х годах Павел Куликов нашёл состав белой фаянсовой массы, а затем научился производить изделия из фарфора, основав в Гжели первый завод по его производству. С него, собственно, и началась история Гжели, как центра по производству известного на всю страну Гжельского фарфора.

На фото: Церковь Георгия Победоносца (1912) в Гжели (с. Новохаритоново) на Егорьевском шоссе.


Гжель. 4. ГЖЕЛЬ В ПОДАРОК

Изделия, произведённые гжельскими заводами (а их несколько), могут стать стильным подарком. Наряду с грубовато изготовленной «массовой» дешёвой посудой и примитивными фигурками, нередко можно встретить изящные изделия, которые не стыдно вручить дорогому вам человеку в качестве памятного подарка.

При выборе изделия обращайте внимание на правильность его формы, цвет, качество росписи и «общую приятность глазу». Один из распространённых подходов в выборе подарка: «Дари другому то, что нравится тебе».

Много лет назад, проезжая через Гжель, я остановился у импровизированного прилавка, стоящего у самой дороги. Среди обычной в таких случаях «хухры-мухры» мне приглянулся небольшой изящный подсвечник для тоненькой церковной свечки. Я приобрёл этот маленький сувенир «Гжель из Гжели». И все эти годы он радует меня своей гармонией цвета, формы и функциональности.


Гжель. 5. РЕМЕСЛО ИЛИ ИСКУССТВО? МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ.

В дискуссии участвуют наши эксперты Баба Яга (литературный псевдоним «Костяная Нога») и Добрый Молодец.

Б.Я. «И пошто ты, касатик, над старой бабкой насмехаешься — эти крашеные черепки искусством называешь?! И хде тут искусство, а ну покажь! Взяли глину, тяп-ляп, тяп-ляп, синей краской помазюкали, в печке запекли — вот и готово произведение искусства! Так что ли?»

Д.М. «Не так, бабуся. Конечно, изначально гжельские изделия были простыми и грубоватыми. Даже кобальтовый рисунок иногда наносили кистью, как положено, а порой просто пальцем размазывали. Этот приём давал эффект плавного размытого перехода от синего к белому. Да и сейчас много встречается грубой посуды или совершенно дурацких фигурок с глуповатым выражением лица. И начинаешь задумываться: «А что, эти бездарные безделушки, правда, смогут кого-то порадовать? И на весь этот "товар" найдутся покупатели, которым он понравится?..»

Но не всё так грустно. Гжельская керамика изготавливается вручную, по традиционной технологии. Никакой штамповки или литья, каждое изделие неповторимо. И скульпторы, создающие форму, и художники, работающие над росписью, стремятся сделать что-то новое, совершенное. Люди творческие, они ищут, пробуют, творят. И время от времени вдруг появляется та идеальная форма и тот гармоничный, «правильный» тон и рисунок. И ты понимаешь, что с этим произведением произошло чудо - творчество, ремесло и технология слились воедино и превратились, наконец, в произведение искусства…»

Гжель. 6. ГЖЕЛЬ — НМПТ №2

Номер государственной регистрации: 2
Номер заявки: 93056818
Дата государственной регистрации: 25.05.1994

Наименование места происхождения товара:
ГЖЕЛЬ

Указание товара:
Изделия фарфоровые утилитарного и утилитарно-декоративного назначения. Изделия представляют собой недорогую фарфоровую бытовую посуду и художественные изделия, выполненные механическим способом и украшенные свободной ручной кобальтовой росписью, что соответствует местным традициям гжельского промысла начала XIX века. В художественном оформлении изделий используются несложные мотивы цветочного орнамента, выполненные свободной кистевой росписью, облагораживающие сероватый оттенок местного фарфора и облегчающие тяжеловесные формы самих изделий.

На 05.03.2018 на сайте ФИПС были обнаружены 13 правообладателей. Информацию о статусе свидетельств на право пользования (действует или утратило силу) смотрите на сайте ФИПС.

СВИДЕТЕЛЬСТВА

Номер свидетельства на право пользования: 2/1
Имя обладателя свидетельства: Акционерное общество открытого типа "Речицкий завод по производству фарфоровой аппаратуры", Речицы Московской области (RU)

Номер свидетельства на право пользования: 2/2
Имя обладателя свидетельства: Товарищество с ограниченной ответственностью - Народный художественный промысел "Гжель", Ново-Харитоново Московской области (RU)

Номер свидетельства на право пользования: 2/3
Обладатель свидетельства: Открытое акционерное общество "Гжельский завод "Электроизолятор", 140155, Московская обл., Раменский р-н, с.Новохаритоново (RU)

Номер свидетельства на право пользования: 2/4
Имя обладателя свидетельства: Общество с ограниченной ответственностью "Художественные мастерские Гжель", Ново-Харитоново Московской обл. (RU)


Номер свидетельства на право пользования: 2/5
Имя обладателя свидетельства: Общество с ограниченной ответственностью "Галактика и Компания", Московская обл., Раменский р-н, с. Речицы (RU)

Номер свидетельства на право пользования: 2/6
Имя обладателя свидетельства: Исаев Сергей Владимирович, Московская обл., д. Бахтеево (RU)


Номер свидетельства на право пользования: 2/7
Обладатель свидетельства: Закрытое акционерное общество "Сувенир Гжели", 140145, Московская обл., Раменский р-н, с.Речицы, ул.Центральная, д.63-А (RU)

Номер свидетельства на право пользования: 2/8
Имя обладателя свидетельства: Общество с ограниченной ответственностью "Новая Гжель", Московская обл., п/о Ново-Харитоново (RU)

Номер свидетельства на право пользования: 2/9
Имя обладателя свидетельства: Общество с ограниченной ответственностью "Гжельский завод художественной росписи", 140145, Московская обл., Раменский р-н, с. Гжель (RU)

Номер свидетельства на право пользования: 2/10
Имя обладателя свидетельства: Государственное унитарное предприятие "Шевлягинский завод специальной керамики", Московская обл., пос. Шевлягино (RU)

Номер свидетельства на право пользования: 2/11
Обладатель свидетельства: Открытое акционерное общество "Речицкий фарфоровый завод", 140145, Московская область, Раменский р-н, с.Речицы, ул.Центральная, 2 б (RU)

Номер свидетельства: 2/12
Обладатель(и) свидетельства: Общество с ограниченной ответственностью "ЗАО Объединение Гжель", 140155, Московская область, Раменский р-н, д. Турыгино, ул. Административный корпус ЗАО "Объединение Гжель" (RU)

Адрес для переписки: 107023, Москва, Семеновская Б. ул., 49, оф. 404, ООО Центр инновации и развития "ИННОТЭК"

Номер свидетельства: 2/13
Обладатель(и) свидетельства: Акционерное общество "Гжельский фарфоровый завод", 140155, Московская область, Раменский р-н, с. Новохаритоново, 232 (RU)


Узнайте больше про наименование места происхождения товара (НМПТ)...

Автор:  Текст, фото, видео - Николай Геннадьевич Соков

По вопросам регистрации НМПТ Вам ответит
Патентный поверенный РФ, регистрационный номер 498
Васильева Ольга Львовна
по тел.