Скопинская керамика - НМПТ №46


Скопинская керамика. 1. В ЧЁМ ПРЕЛЕСТЬ СКОПИНСКОЙ КЕРАМИКИ?

Она необычная, стильная и функциональная. В ней ощущается хороший вкус художника, чувство юмора и самоирония. Она сложная, часто многофигурная, с непростыми техническими решениями. И она очень разная. Маловероятно, что найдётся дотошный искусствовед-исследователь, который сумеет дать полное и точное описание уникального явления, называемого Скопинский гончарный художественный промысел.

Наиболее точно современную скопинскую керамику описывает жаргонное словечко «навороченная».

Так повелось, что всякий скопинский мастер всегда стремился обойти других гончаров, придумать что-то неожиданное, невиданное, своё, чего еще никто до него не делал. Чтобы изумлённый покупатель, увидев его творение, воскликнул: “Wow! It’s miracle! I like it so much...”

На фото: Керамический подсвечник в виде двуглавого орла (кон. XIX - нач. XX в.). Скопинская керамика. Музей декоративно-прикладного искусства, Москва, март 2018.

Скопинская керамика. 2. КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ?

А начиналось всё весьма банально. Огромные запасы качественной глины в окрестностях Скопина подтолкнули местных жителей к работе с этим благодарным материалом. Кстати сказать, первый скопинский гончар «засветился» во время переписи населения города в 1740 году.

Поначалу скопинцы делали несложные, но востребованные вещи: кирпичи, глиняные печные трубы, гончарную посуду, бесхитростную черепицу. Во второй половине XIX века ситуация изменилась. Начав украшать простую посуду художественными элементами (ручка кувшина в виде змейки, носик – в виде длинношеей птицы), а также декорировать поверхность различными орнаментами, гончары смекнули, что «украшенный» товар раскупается в первую очередь. Да ещё и по более высокой цене.

Возможно, что гончарам-экспериментаторам было известно о существовании «ямочно-гребенчатой культуры» в Северо-Восточной Европе в эпоху неолита (IV – III тысячелетие до н.э.). Наружная поверхность черепков от глиняной посуды, найденных при археологических раскопках в культурном слое того периода, была сплошь усеяна ритмично расположенными вдавленными «ямками» и параллельными канавками-«гребнями».

Интересно, что этим приёмом, изобретенным людьми каменного века, художники, работающие с керамикой, пользуются и по сей день. С тех самых времён длится бесконечное соревнование мастеров гончарного дела, кто сделает красивее да необычнее.

На фото: Скопинская керамика на выставке-ярмарке "Ладья. Весна-2018". Москва, Экспоцентр на Красной Пресне.

Скопинская керамика. 3. ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТ ФОРМУ

Глиняную посуду в этих краях делали еще во времена Киевской Руси. В этой посуде хранили воду, напитки, молоко и молочные продукты.

А кто-нибудь задумывался над тем, почему крынка для молока имеет такую характерную форму – сферический «пузатый» основной объём и цилиндрическую, довольно широкую горловину?

Ответ продиктован чистой рациональностью. Крынку для молока нужно часто мыть изнутри.

Поэтому горловина должна быть широкой настолько, чтобы в неё легко проходила рука, сжатая в кулак.

Опять же, кувшин с широким горлом удобно вешать колья забора для просушки.

На фото: Крынка для молока производства ЗАО "Скопинская художественная керамика".

Скопинская керамика. 4. ПОДГОТОВКА ГЛИНЯНОГО ТЕСТА

Свежедобытую глину подсушивают («выветривают») на открытом воздухе. Высохшие комки тщательно дробят киянкой и засыпают в низкую широкую ёмкость с водой. Через сутки полученную суспензию хорошо перемешивают, фильтруют через сито, и дают отстояться. Глина опускается на дно. Излишки воды сливают. Оставшийся массив жидкой глины выпаривают, доводя до необходимой консистенции. После этого глина должна хорошо «вылежаться». Хранят ее в ящиках, накрыв влажной мешковиной.

Перед началом лепки тщательно готовят «глиняное тесто». Оно должно быть однородным, заданной пластичности, без посторонних примесей и пузырьков воздуха.

Если материал слишком пластичный, или, как говорят гончары, «жирный», он будет прилипать к рукам, а вылепленное изделие не будет держать форму и под собственным весом деформируется. В этом случае в глину добавляют «отощающие» материалы, например, песок.

Наличие в глиняной заготовке примесей или пузырьков воздуха, во время обжига в печи может привести к взрыву глиняной заготовки. Взорвавшееся изделие разрушается само и может повредить окружающие.


Скопинская керамика. 5. ТЕХНОЛОГИЯ

Формировать изделие из глиняного теста можно вручную (свободная лепка) или при помощи гончарного круга.

Сформованную заготовку сушат в течение 3-4 суток.

Подсушенную заготовку отправляют на первый обжиг для придания прочности и устойчивости к размоканию от жидких глазурей.

Затем на поверхность отвердевшей заготовки наносят водную суспензию глазури. Это можно делать окунанием, по старинке, либо с помощью аэратора.

Во время второго обжига глазурь приплавляется к черепку, превращаясь в водонепроницаемое стекловидное покрытие. Изделие больше не пропускает воду, легко моется и становится гигиеничным в использовании.

Обжигают гончарные изделия при температуре не выше 1000 градусов Цельсия. Чтобы изделие не треснуло при обжиге, температуру повышают очень плавно в течение 5 часов.


Скопинская керамика. 6. СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА В ПОДАРОК

Скопинскую керамику называют эклектичной — настолько она разнообразна. Среди художественных изделий можно заметить признаки стилей барокко, рококо, влияние народного творчества. Есть работы, выполненные без использования глазурей, светло-серого цвета с розоватым оттенком. Цвет глазурованных фигур варьируется от светло-коричневого до почти чёрного, зелёного, голубого.

Лучшие работы скопинских гончаров представлены в крупнейших музеях России, что говорит о признании их высокого художественного уровня.

ЗАО «Скопинская художественная керамика», объединившая в своё время около полусотни разрозненных артелей художников-керамистов и насчитывающая сегодня около 160 работников, выпускает большое количество авторских художественных изделий.

Среди них забавный скопинский лев с глуповатой физиономией и птица скопа, которую живьём давно никто не видел, и поэтому представляет каждый по-своему. Это выразительные совы и филины с выпученными глазами. Это солидные глазурованные рыбёхи, похожи кистепёрую рыбу латимерию. Это необычные скопинские квасники с двумя отверстиями и великое множество самых невообразимых изделий, позволяющих выбрать отличный подарок на самый требовательный вкус.

7. СКОПА И СКОПИН

Город Скопин - один из древнейших в Рязанской области. Большинство исследователей сходятся во мнении, что название города произошло от слова «скопа».

Скопа — крупная разновидность ястребов с размахом крыльев более полутора метров. Распространена скопа почти по всему миру. Питается рыбой, во время охоты может нырять за добычей под воду. Изображение скопы присутствует на гербе города Скопин.

Окрестности Скопина были заселены еще в эпоху неолита. Городище на этом месте известно с XII века.

От Москвы до Скопина около 300 км, от Рязани — чуть более ста километров на юг.

В городе работает Краеведческий музей, Центр народных художественных промыслов и ремёсел с Музеем гончарства.

На фабрике Скопинской художественной керамики есть свой музей истории гончарного промысла.

В Скопине проходит биеннале «Международный фестиваль гончаров».

Скопинская керамика. 8. СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА — НМПТ №46

Номер государственной регистрации: 46
Номер заявки: 95709969
Дата государственной регистрации: 30.12.1999

Наименование места происхождения товара:
СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА

Указание товара:
Керамические изделия художественно-декоративного и утилитарно-бытового назначения: вазы, квасники, кумганы, сосуды, кувшины, подсвечники, чайники, кружки, масленки, салфетницы, пепельницы, карандашницы, изразцы, корпуса для каминных, настольных и настенных часов, свистульки, скульптуры, горшки, кашпо, крынки, корпуса для светильников, панно. Особые свойства Скопинской керамики проявляются в художественности лепнины, многодельности, диковинности и затейливости. Материалом для производства изделий Скопинской керамики служит местное сырье - светло-жгучая глина, используется потечная прозрачная глазурь, разных оттенков земляных тонов - зеленого, коричневого, желтого, серого. Декоративные скульптуры и сосуды, предметы домашнего обихода, уникальные художественные изделия, зачастую сложные по своей конструкции, выполнены на гончарной основе или способом литья в гипсовые формы с ручной доработкой. Украшением изделий служит богатая лепнина, которая возможна благодаря особым пластическим свойствам местной глины. Своеобразна тематика изображаемых персонажей: наряду с реально существующими птицами, животными часто изображаются фантастические, сказочные, былинные. Наиболее повторяемыми в Скопинской керамике являются драконы, львы, медведи, полканы, птица скопа, сказочные сирин и алконост. В орнаменте преобладает геометрический рисунок. Наносится он способом гравировки по сырой глине всевозможными стеками, штампиками, шестеренками, гильзами. Изделия Скопинской керамики отличаются оригинальной формой и своеобразным декором, что в совокупности с высокими художественными достоинствами и техническим уровнем исполнения составляет единый, ярко выраженный скопинский стиль, характеризующийся исключительно смелой и богатой фантазией.

СВИДЕТЕЛЬСТВО:

Номер свидетельства на право пользования: 46/1

Дата истечения срока действия свидетельства: 06.09.2005

Имя обладателя свидетельства:
Закрытое акционерное общество "Скопинская художественная керамика", Скопин Рязанской области (RU)



Узнайте больше про наименование места происхождения товара (НМПТ)...


По вопросам регистрации НМПТ обращайтесь
к патентному поверенному РФ, рег. № 498
Ольге Львовне Васильевой:

Телефон: +7 (495) 737-63-77 доб. 5700



Автор:  Текст статьи, фото, видео - Николай Геннадьевич Соков

Возврат к списку