Наименование места происхождения товаров

Патентный поверенный Иннотэк Марина Николаевна Митина.

«Природа так обо всем
позаботилась, что повсюду ты
находишь чему учиться...»


Леонардо да Винчи



На начало декабря 2015 года в реестре РФ было зарегистрировано 154 НМПТ. По своим функциям НМПТ совпадают с товарными знаками. Этими функциями являются отличительность, информационность и рекламность.

Почти половину зарегистрированных товаров составляют минеральные воды – Россия в силу своей огромной территории отличается обилием и разнообразием минеральных источников. Большинство из них хорошо известны: «Джермух», «Новотерская классическая», «Краинская», «Славяновская», «Нарзан», «Ессентуки» и др.

Все минеральные воды, которые созданы природными условиями той или иной местности, обладают неповторимым химическим составом. Помимо природной обусловленности существует также и человеческий фактор, который включает в себя профессиональные навыки мастеров. В качестве примера можно привести следующие товары: «Вологодское кружево», «Крестецкая строчка», «Оренбургский пуховый платок», «Тульская гармонь», «Мстёра», «Жостово», «Хохлома» и т.д.

Имеют место случаи, когда учитывается и человеческий фактор, и природные условия. Например, «Тульский пряник», для приготовления которого используется вода из определенного источника, особые травы Тульской области, оригинальные рецепты, а также уникальные старинные пряничные доски. Все это наделяет Тульский пряник специфическими уникальными свойствами.

В литературе описывается случай попытки переноса производства вина «Цимлянское игристое» из Крыма в Грузию. Попытка эта оказалась неудачной – вино получилось с совершенно другими характеристиками. Причиной тому послужило различие почв виноградников, используемых для производства этого вина, хотя сорт винограда и технология производства были одинаковыми. Приведенные примеры показывают, что особые свойства и качество товаров обусловлены наличием природных и человеческих факторов.

Необходимо отметить, что все товары, зарегистрированные в госреестре как НМПТ, можно отнести к товарам премиум класса, поскольку всем им присуща исключительность по природным или человеческим факторам.

Именно товары этой группы туристы обожают привозить в качестве сувениров из своих путешествий: «Тверская кукла», «Гжель», «Павлопосадский платок», «Ростовская финифть», «Федоскино» и многие другие.

На прилавках магазина предпочтение отдается товарам, которые в силу своей известности не требуют дополнительной рекламы: «Можайское молоко», «Алтайский мёд», «Сыр Адыгейский», а в сезон – «Астраханские арбузы» и «Астраханские помидоры». Все вышеперечисленные товары не требуют особой упаковки или усилий дизайнеров, поскольку широкий круг потребителей давно имеет проверенную информацию о свойствах и стабильных показателях качества данных товаров.

Интересные факты: в Японии товары премиум класса пакуют в прозрачную упаковку, а в Европе подобную продукцию упаковывают в крафт-бумагу, давая таким образом покупателю условный сигнал, что данный товар имеет особую историю.

Таким образом, НМПТ несет в себе особую ценность продукта, выделяющую этот продукт среди прочих подобных.

Отметим, что, не смотря на отсутствие регистрации НМПТ, нам хорошо известны «Дулевский фарфор», «Башкирский мёд», «Дымковская игрушка», «Белёвская пастила» и многие другие достойные товары. Нетрудно заметить, что НМПТ относится к группе средств индивидуализации, что представляет собой «интеллектуальную собственность». Заявка на регистрацию НМПТ подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности («Роспатент»). Причем НМПТ может быть зарегистрировано на нескольких производителей. Так, например, на «Вологодское масло» имеется 9 правообладателей. Поэтому при регистрации НМПТ, помимо всего прочего, обязательно описываются особые свойства товара, что является одним из инструментов по борьбе с недобросовестными производителями.

Таким образом, только владелец зарегистрированного НМПТ имеет право ставить предупредительную маркировку, информирующую, что его товар является «зарегистрированным Наименованием Места Происхождения Товара». Эта маркировка гарантирует покупателю, что данное название товара охраняется законом и гарантирует приобретателю товар именно того производителя, на которого он рассчитывал.



Марина Николаевна Митина,
Эксперт отдела № 57 Патентное бюро № 5
Специализация: товарные знаки,
авторское право, программы ЭВМ и БД


На ваши вопросы ответит
Патентный поверенный РФ, регистрационный номер 1524
Митина Марина Николаевна
по тел.