НМПТ в картинках

НМПТ в картинках

Наименование места происхождения товара
ХОЛУЙ

| Вологодское кружево | Гжель | Мстёра | Тульский пряник | Жостово | Федоскино |

| Клинская елочная игрушка | Ростовская финифть | Павловопосадский платок |

| Дулёвский фарфор |

Номер государственной регистрации: 8
Номер заявки: 93039467
Дата подачи заявки: 21.10.1998
Дата регистрации: 24.12.1998

Вид товара и описание его особых свойств:
"Миниатюрная живопись, выполненная на лаковых шкатулках, панно из папье-маше, иконы, выполненные на папье-маше. Рисунок наносится на поверхность темперой, а затем покрывается лаком. В рисунке, за исключением иконописи, используются сюжетные композиции. Рисунок отличается большим количеством тщательно прорисованных мелких деталей, гладкий фон отсутствует, расписывается вся поверхность миниатюры, преобладают яркие и золотые краски, черный цвет почти не используется."

(Выше представлена цитата из открытого реестра наименований мест происхождения товаров, размещенного на сайте ФИПС)

Село Холуй (ударение на первом слоге), расположенное в Ивановской области, в Южском районе, на берегу речки Теза, славится самобытной лаковой миниатюрой и уникальной техникой вышивки...

Читать дальше про НМПТ "Холуй"...


Наименование места происхождения товара. Вологодское кружево.

Наименование места происхождения товара.
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Номер государственной регистрации: 3
Номер заявки: 93042565
Дата подачи заявки: 31.08.1993
Дата регистрации: 25.05.1994

Вид товара и описание его особых свойств:
"Кружева, занавеси, покрывала, салфетки, скатерти..., воротники..., пелерины..., накидки...

Вологодское кружево обладает высокой художественностью, выразительностью форм, строгим ритмом, декоративным богатством и совершенством техники исполнения. Для изготовления кружева используют льняные, шелковые, металлические, хлопчато-бумажные нити. В вологодском кружеве используются два вида техники плетения: парное и сцепное.

Наиболее характерные узоры вологодских парных кружев строятся из повторяющихся в спокойном ритме четких, простых геометрических форм. Узоры кружев состоят из вписанных в ромбические формы прозрачных паучков, различных решеток, сеток, которые сочетаются с треугольниками или зигзагообразными мотивами более плотного плетения...

Для вологодского кружева характерна и тема зимы, зимнего леса, снежинок. Рисунок кружева выполняют плотной полотнянкой со сканью или без нее, часто полотнянка переходит в сетку, что придает рисунку легкость, ажурность. Узоры вологодского кружева имеют плавные, мягко изогнутые линии, симметрично расположенные мотивы или раппопортно повторяющиеся элементы. Растительные, цветочные композиции или сюжетные сцены четко выделяются на легком ажурном фоне плетешковых решеток, отвивные петельки придают кружеву воздушность, а плотные насновки и паучки создают декоративность... Вологодское кружево отличает особая элегантность, поэтическая образность, удивительная пластика орнаментов...".

(Выше представлена цитата из открытого реестра наименований мест происхождения товаров, размещенного на сайте ФИПС)

Наименование места происхождения товара. Вологодское кружево. Город Вологда.

На фото: вологодское кружево. Фото сделано в музее города Вологды в 2013 году.

Вологодское кружево - это особый вид русского кружева. Для плетения вологодского кружева требуется специальный инструмент и приспособления: цилиндрической формы мягкая подушка, небольшие деревянные веретенообразные палочки- коклюшки, булавки и, собственно, изображение будущего узора. Коклюшки часто изготавливают из березы (древесина березы светлая и твердая, служит долго) или из можжевельника (дает приятный аромат). Во время работы кружевниц слышно легкое приятное постукивание коклюшек. Работа над большим сложным кружевом долгая, может длиться месяцами и даже годами! Поэтому мастерицы часто собираются вместе, чтобы скрасить свой монотонный труд беседой или пением.

В качестве материала для плетения чаще всего используется отбеленная льняная нить. (Хотя можно встретить работы с использованием льняной нити натурального "льняного" цвета, а также коричневого и черного.)  В XVII веке была мода на использование в кружеве тонких нитей из золота и серебра.

Считается, что кружевоплетение пришло в Россию из Европы - из Италии и Фландрии. Началом промысла в России называют 1820-е годы, когда в имениях вологодских помещиков крепостные кружевницы стали плести кружево по европейским образцам. В Музее кружева на Кремлевской площади Вологды можно увидеть образцы западноевропейского кружева XVII века и уникальные работы российских мастериц.



Наименование места происхождения товара. Гжель.

Наименование места происхождения товара.
ГЖЕЛЬ

Номер государственной регистрации: 2
Номер заявки: 93056818
Дата подачи заявки: 28.12.1993
Дата регистрации: 25.05.1994

Вид товара и описание его особых свойств:
"Изделия фарфоровые утилитарного и утилитарно-декоративного назначения... представляют собой недорогую фарфоровую бытовую посуду и художественные изделия, выполненные механическим способом и украшенные свободной ручной кобальтовой росписью, что соответствует местным традициям гжельского промысла начала XIX века. В художественном оформлении изделий используются несложные мотивы цветочного орнамента, выполненные свободной кистевой росписью, облагораживающие сероватый оттенок местного фарфора и облегчающие тяжеловесные формы самих изделий."

(Выше представлена цитата из открытого реестра наименований мест происхождения товаров, размещенного на сайте ФИПС)

Гжель - обширная область, объединяющая 27 деревень в Раменском районе М.О., всего в полусотне километров от Москвы в сторону Шатуры. Гжель издавна славится своими глинами, разные сорта которой добываются здесь с середины XVII века. Именно по этой причине Гжель является одним из традиционных центров производства керамики в нашей стране.

Наименование места происхождения товара. Гжель.

На фото: Гжель. Фарфоровая игрушка с кобальтовой ручной росписью.

До середины XVIII века гончары Гжели выпускали банальные гончарные изделия: грубоватую посуду, керамические трубы для устройства водопровода, печные изразцы и даже кирпичи. Отдельным направлением был массовый выпуск керамических детских игрушек простой формы. Игрушки расписывались кистью вручную красками определенных цветов: лиловая, желтая, коричневая и синяя. Для росписи использовался растительный орнамент.

В самом начале XIX века в окрестностях одной из гжельских деревень была обнаружена светло-серая глина, из которой наладили выпуск не очень прочной полуфаянсовой посуды. Начиная с 1820-х годов роспись стали вести только синей краской.

В начале XIX века гжельский крестьянин Куликов нашел состав белой фаянсовой массы, что позволило ему в дальнейшем построить небольшой завод по производству фарфоровых изделий. Вторая четверть XIX века является периодом наивысшего расцвета и самых высоких художественных достижений в производстве изделий из гжельского фарфора и фаянса. К середине XIX века гжельские заводы постепенно приходят в упадок, а производство керамики сосредотачивается в руках Кузнецовых (известный "кузнецовский фарфор"), также имеющих гжельские корни.



Наименование места происхождения товара. Мстёра.

Наименование места происхождения товара.
МСТЁРА

Номер государственной регистрации: 35
Номер заявки: 96705492
Дата подачи заявки: 29.04.1996
Дата регистрации: 27.05.1999

Вид товара и описание его особых свойств:
"Художественные изделия из папье-маше с лаковой живописью: пудреницы, шкатулки, коробочки, ларцы, настенные панно, ... иконы, пасхальные яйца, декоративные тарелки. ... Цветовая гамма изделий - голубовато-серебристая или охристо-желтая и красная...

Композиция обрамляется тончайшим золотым орнаментом. Расписывают сюжетно связанные миниатюры на крышке и боковых стенах изделий. Миниатюры выполняются желтковой темперой."

(Выше представлена цитата из открытого реестра наименований мест происхождения товаров, размещенного на сайте ФИПС)

Поселок Мстёра Вязниковского района Владимирской области расположен на берегу речки Мстёрки, притока Клязьмы, в окружении лесов и высоких холмов. В поселке два действующих монастыря и несколько храмов.

Наименование места происхождения товара. Мстёра.

На фото: Мстёрская вышивка по неотбеленному льняному полотну. Фото сделано в поселке Мстёра в 2015 году.

Мстёра славится не только лаковой миниатюрой. В сувенирных магазинах можно увидеть салфетки, полотенца, скатерти и даже платья из льна, вышитые мстёрской гладью.

Мстёрские мастера-ювелиры изготавливают из серебра украшения и предметы утилитарно-бытового назначения, украшенные тончайшим орнаментом.

В Мстёрском художественном музее представлена богатая коллекция старинных икон и изделий из папье-маше, украшенных лаковой миниатюрой работы местных мастеров прошлого века. Считается, что именно мстёрская школа как никакая другая, включая Федоскино, Палех и Холуй, сохранила традиции древнерусского искусства.

Традиционная технология изготовления шкатулок для последующей росписи долгая и трудоемкая. Многослойный картон пропитывается льняным маслом, после чего заготовка сушится в печи. Сушка занимает от полугода до года! Затем на заготовку наносится сложный грунт, высушивается, покрывается лаком в несколько слоев, который после полного отвердевания шлифуется и полируется. Только после этого изделие попадает к художнику для нанесения рисунка. Рисунок наносится особыми красками кистью вручную. Краски для нанесения орнамента до сих пор готовят с использованием сусального золота. После нанесения рисунка изделие покрывается лаком (10 слоёв и более), хорошо просушивается и окончательно полируется.

И что удивительно: "картонные" изделия могут храниться практически без потери качества 100 лет и более! В этом можно легко убедиться, ознакомившись с экспозицией изделий местных художников в мстёрском музее. (К сожалению, музейные экспонаты нельзя фотографировать).

В поселке, который так и хочется назвать "Городом мастеров", сохранилось много старых деревянных домов с кружевными наличниками.


Наименование места происхождения товара. Тульский пряник.

Наименование места происхождения товара.
ТУЛЬСКИЙ ПРЯНИК

Номер государственной регистрации: 32
Номер заявки: 98717055
Дата подачи заявки: 21.10.1998
Дата регистрации: 24.12.1998

Вид товара и описание его особых свойств:
"Тульский пряник отличает ярко выраженный медово-сливочный вкус, золотистый цвет мякиша и наличие фруктово-ягодной начинки, приготовленной из фруктов и ягод, произрастающих в Тульской области...

Цветофактурное оформление поверхности пряника выражено теплым коричневым цветом лицевой поверхности и темным цветом рисунка с четким выделением линий и граней, причем для усиления художественной выразительности пряника и придания ему оригинальности, эстетичности и нарядности, он покрыт сахарной глазурью с образованием мраморно-глянцевой с изморозью корочки.

Композиционное построение рельефного рисунка пряника выполнено в виде крупного центрального доминирующего изобразительного сюжетного мотива или надписи. Вдоль контура пряника расположен венцеобразный затейливый орнамент из завитков, кудрей, волюты, растительного ременно-плетеного узора из стилизованных веток, листьев, бутонов и цветов...

Ритуальная значительность композиции, завершенность ее орнаментального строя подчеркнуты мерным ритмом зубцов - фестонов, обрамляющих контур пряника. Пряник имеет самую разнообразную форму - прямоугольную, квадратную, круглую, овальную, фигурную и разные размеры - от мелкого до большого. Рисунок на пряник наносится с помощью деревянных резных пряничных досок. По способу изготовления Тульский пряник относится к сырцовым печатным."

(Выше представлена цитата из открытого реестра наименований мест происхождения товаров, размещенного на сайте ФИПС).

Наименование места происхождения товара "Тульский пряник" зарегистрировала патентный поверенный Иннотэк Ольга Львовна Васильева.

Наименование места происхождения товара. Тульский пряник.

Тульский пряник, несмотря на то, что параллельно с ним существуют вяземские, покровские, городецкие и другие пряники, является самым известным пряником в России. Первое письменное упоминание о тульском прянике относится к 1685 году.

"Второе рождение" тульского пряника относится к 1954 году. В этот год открывалась большая выставка, которая постепенно превратилась в ВДНХ. По этому случаю руководству тульского пищепрома дали задание - возродить производство тульских пряников по старинным рецептам.

Туляки "взяли под козырек" и чудом разыскали у себя в области стариков, которые еще до революции занимались выпечкой пряников. Они-то и помогли восстановить "настоящую" старинную рецептуру, нашли старые деревянные пряничные доски и др. приспособления и оборудование. Изготовили опытную партию и отправили ее в Москву.

Руководство страны (Хрущев, Маленков, Микоян и др.) были в полном восторге, щедро раздали всем причастным благодарности и повелели поставить производство таких чудесных пряников на поток.

А пряники, и правда, были чудо как хороши: вкусные, ароматные, красивые, с прекрасной начинкой из смородинового, сливового и вишневого повидла. Гнулись, но не крошились, долго не черствели и сохраняли свой вкус и аромат. Чем это можно объяснить?

Причин несколько. Для изготовления пряников используется старинная, столетиями проверенная и "отшлифованная" рецептура и технология производства. Традиционно берется только особая местная вода определенного состава из подземных источников.

Для начинки применяются повидла только из местных ягод - черной смородины, малины, сливы и вишни. И никаких "рацпредложений" по "оптимизации и удешевлению" процесса, которые могут загубить любой конечный продукт! Только полная совокупность перечисленных выше факторов позволяет стабильно выпускать продукцию высокого качества.

Тульский пряник стал символом города Тула. В городе действует музей и установлен памятник тульскому прянику.



Наименование места происхождения товара. Жостово.

Наименование места происхождения товара.
ЖОСТОВО

Номер государственной регистрации: 47
Номер заявки: 96702214
Дата подачи заявки: 22.02.1996
Дата регистрации: 08.11.2000

Вид товара и описание его особых свойств:
"Изделия художественно-декоративного и утилитарно-бытового назначения, выполненные в стиле русской лаковой росписи на металле, базирующейся на традиционной технологии ручного изготовления предметов быта (подносов)... 

Жостовская подлаковая орнаментальная живопись отличается оригинальной тематикой, живой экспрессией письма и высоким мастерством художественного исполнения. Жостовские подносы разнообразны по форме ... и цветовой гамме фона (черный, цветной и комбинированный фон... 

Для жостовского натюрморта характерно красочное богатство и поэтизация "жостовского букета"... Часто букет дополняется изображениями птиц, фруктов и ягод...

Борт подноса для придания ему особой нарядности украшается золотистой растительной каймой... К техническим особенностям изделий относятся холодная штамповка, ... ручная ковка, многослойность живописи и многократность сушки."

(Выше представлена цитата из открытого реестра наименований мест происхождения товаров, размещенного на сайте ФИПС).

Деревня Жостово расположена в Московской области неподалеку от Мытищ. Известность свою она начала приобретать почти 2 века назад,  в 1825 году, когда некий шустрый крепостной графа Шереметева, работавший простым возчиком на фабрике в селе Федоскино, ухитрился выведать секреты технологии производства изделий, называемых сейчас "лаковой миниатюрой".

Так, банальный "промышленный шпионаж" позволил ему открыть в деревне Жостово свою мастерскую, выпускавшую изделия из папье-маше по типу Федоскинской. Назвал свою мастерскую он "Заведение братьев Вишняковых...".

Наименование места происхождения товара. Жостово.

Кроме шкатулок и прочей "мелочи" из папье-маше, мастерская всерьез занялась изготовлением подносов и поддонов из жести, с многоцветным и многослойным красочным рисунком под лаком.

Благодаря собственному производству и близости такого "бездонного" потребителя, как Москва, дела у братьев быстро пошли в гору.

Опыт успешных предпринимателей стали  перенимать жители окрестных деревень, выпуская продукцию, близкую по качеству и внешнему оформлению. Производимые в этих местах подносы стали именовать "жостовскими".

Сейчас население деревни Жостово насчитывает около полутысячи человек. В ней работает Жостовская фабрика декоративной росписи, награжденная Орденом "Знак Почета". Фабрика основана в 1960 году, хотя, фактически, она "выросла" из той самой "Мастерской братьев Вишняковых...".

Считается, что традиции классической "жостовской" росписи частично заимствованы из более ранней "тагильской" росписи XVIII века. Сближает их общая тема - цветочный букет, в котором могут сочетаться пышные садовые и простые полевые цветы. Роспись чаще всего ведется по черному фону. В 30-е годы прошлого века под давлением господствующей идеологии некоторые художники пытались привнести в традиционную роспись "актуальные" на тот период темы. Были попытки "сюжетной" росписи, что хорошо видно на представленной фотографии. Появилось множество подделок "под Жостово". Большого труда стоило сохранить традиционную "цветочную" жостовскую роспись, выполняемую масляными красками мягкими беличьими кистями.



Наименование места происхождения товара. Федоскино.Наименование места происхождения товара.
ФЕДОСКИНО

Номер государственной регистрации: 31
Номер заявки: 98702851
Дата подачи заявки: 03.03.1998
Дата регистрации: 22.09.1998

Вид товара и описание его особых свойств:
«Художественные изделия из папье-маше с лаковой миниатюрной живописью: шкатулки, ларцы, миниатюрные коробочки, ... панно, ... броши... Характерной особенностью Федоскинской миниатюры является многослойная живопись маслом на черном лаковом поле.... В основном, используется метод письма "по-сквозному" … на металлических фонах, для чего используют сусальное золото, … применяются также перламутровые пластины-вставки. Поверхность изделий часто украшают миниатюры с жанровыми сюжетами, пейзажами или портретами, ... воспроизводящими картины известных живописцев. Мастерам Федоскина свойственна реалистическая трактовка изображения....»

(Выше представлена цитата из открытого реестра наименований мест происхождения товаров, размещенного на сайте ФИПС).

Федоскинская лаковая миниатюра представляет собой многослойную роспись масляными красками изделий из папье-маше с многократным нанесением слоев лака с последующей полировкой. В конце XVIII века мода нюхать табак стимулировала развитие производства небольших, красиво оформленных шкатулок из папье-маше для хранения нюхательного табака.

Наименование места происхождения товара. Федоскино.

В России поначалу европейскую технологию изготовления изделий из папье-маше в 1795 году стал применять купец Коробов в производстве лаковых козырьков для головных уборов, в частности, гусарских фуражек. Через некоторое время он посетил производство лаковых шкатулок в немецком городе Брауншвейге (которое славится не только колбасой «Брауншвейгская»), где ознакомился со всеми секретами технологии. После этого он открыл собственную фабрику на территории нынешнего подмосковного села Федоскино, для чего даже пригласил на работу опытных брауншвейгских мастеров.

После смерти П.И. Коробова в 1819 фабрика перешла к его зятю, П.В. Лукуткину, а потом и к его сыну, А.П. Лукуткину, при котором мастерство федоскинских живописцев достигло пика своего расцвета. Расписывали шкатулки иконописцы из Москвы и Сергиева Посада, многие из них окончили Строгановское училище и были мастерами высочайшего класса. К середине XIX века «лукуткинские» лаки по качеству и прочности превосходили европейские, о чем свидетельствуют дипломы международных ярмарок.

Федоскинские художники наносят изображение в четыре этапа: сначала делается общий набросок композиции («замалевок»), затем более детальная проработка («перемалевка»), моделирование прозрачными красками («лессировка») и, наконец, нанесение бликов на изображенные объекты («бликовка»).

Местные мастера используют оригинальную для лаковой миниатюры технику «сквозного письма», когда изображение, наносимое масляными красками покрывает не всю поверхность изделия, оставляя открытые участки, на которых виден декоративный фон — металлический порошок или натуральный перламутр. Использование перламутровой подложки придает изображению необычную глубину и загадочное мерцание.



Наименование места происхождения товара. Клинская елочная игрушка.

Наименование места происхождения товара.
КЛИНСКАЯ ЕЛОЧНАЯ ИГРУШКА

Номер государственной регистрации: 132
Номер заявки: 2013705358
Дата подачи заявки: 21.02.2013
Дата регистрации: 11.10.2013

Указание товара

"Елочные игрушки для украшения новогодних елок и оформления праздничного интерьера".

Указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта):

"Город. Высоковск и деревня Корост Клинского района Московской области."

(Выше представлена цитата из открытого реестра наименований мест происхождения товаров, размещенного на сайте ФИПС).

Развитие стеклодувного мастерства применительно к изготовлению стеклянных елочных игрушек относится к середине XIX века. Именно в это время, в 1848 году, князь Меньшиков А.С. стал счастливым обладателем официального разрешения на строительство в своем имении небольшого стекольного заводика для производства продукции из цветного стекла.

В эти годы стало модным вешать на новогоднюю ель не только угощение (конфеты, крашеные «золотой» и «серебряной» краской грецкие орехи, подарки в виде больших «хлопушек»), но и просто украшения. Поначалу их изготавливали из бумаги, картона, ваты, ткани, дерева и стекла. Постепенно для украшения новогодних деревьев в моду вошли стеклянные бусы. В условиях дешевого и доступного исходного сырья, а также растущего спроса на стеклянные елочные украшения, завод Меньшикова, а вслед за ним и простые предприимчивые жители окрестных мест приступили к массовому изготовлению стеклянных бус.

Наименование места происхождения товара. Клинская елочная игрушка.
Этот специфический местный стеклодувный промысел сохранился и после революции. Мастера стали экспериментировать с елочными украшениями, меняя их размер, цвет, форму, внешнюю отделку. Появились новые елочные игрушки в виде шаров, сосулек. Чуть позже освоили производство изделий заданной формы — объемных фигурок людей, зверей, птиц, сказочных персонажей и других трехмерных объектов.

Великая Отечественная война приостановила развитие этого промысла. Однако уже в 1950-е годы производство стеклянных игрушек вышло на довоенный уровень.

В 1992 году ряд стеклодувных фабрик, включая Клинскую, вошли в созданное ОАО «Елочка». В 2002 году экспертным советом М.О. изделия ОАО «Елочка» были отнесены к изделиям народных художественных промыслов.

Совсем недавно, в конце 2013 года «Клинская елочная игрушка» была зарегистрирована в качестве Наименования места происхождения товара.


Наименование места происхождения товара. Ростовская финифть.

Наименование места происхождения товара.
РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ

Номер государственной регистрации: 117
Номер заявки: 2010701304
Дата подачи заявки: 22.01.2010
Дата регистрации: 07.07.2010

Указание товара

"Художественные изделия с финифтью: ювелирные изделия - кольца, серьги, клипсы, броши, кулоны, заколки, медальоны, бусы, подвески, колье, браслеты; сувениры - шкатулки, коробки, коробочки, флаконы, рамки для фото, визитницы, панно в багете, панно тарелки, игольницы, подсвечники, медали, значки, зеркала, яйца пасхальные; предметы культа - кресты, образки, ароматницы, ладанки, иконы, иконки, дарохранительницы, часы песочные, часы каминные, литургические наборы, матрешки, фотоальбомы; посудная группа - кубки, подстаканники, икорницы, ложки, рюмки; изделия из кожи - бижутерия, панно, ежедневники, фотоальбомы, штофы, визитницы; изделия из красного дерева - панно, футляры для CD дисков, чехлы для флешкарт.

Указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта):

г. Ростов (Ростов Великий), Ярославская область."

(Выше представлена цитата из открытого реестра наименований мест происхождения товаров, размещенного на сайте ФИПС).

Ростовская финифть представляет собой старинный народный промысел, существующий в городе Ростов Великий Ярославской области еще с XVIII века. Это сложный и тонкий многоэтапный художественно-технологический процесс, требующий определенного оборудования (муфельные печи с температурным контролем), специальных материалов, огнестойких красок и мастерства художника-миниатюриста.

Наименование места происхождения товара. Ростовская финифть.

На фото: ростовская финифть. Изделие фабрики "Ростовская финифть".

В качестве основы используется формованная заготовка из меди или медного сплава, которой придается определенная форма. Поверхность заготовки после формовки не должна иметь царапин и отслоений металла. На заготовки наносится мелкодробленый порошок из белой эмали, после чего изделие запекается в муфельной печи. При температуре около 800 градусов частицы эмали сплавляются, образуя однородный белый фон для будущей росписи цветными красками.

Заготовка расписывается красками минимум в три этапа (нанесение главных элементов рисунка и основных цветовых пятен, затем прорись мелких деталей и добавление ярких цветовых штрихов, и, наконец, нанесение последних штрихов и теней). После каждого этапа росписи изделие «обжигается» в печи. Именно из-за послойного нанесения рисунка, ростовская финифть приобретает свою особую прозрачность и сочность красок с внутренней «подсветкой». Специальные краски, изобретенные в начале XVII века во Франции, очень долго не выгорают.

Во второй половине прошлого века традиционную технологию изготовления ростовской финифти дополнили украшением изделий по периметру тончайшим металлическим кружевом скани. Скань (или филигрань) — тончайший ажурный элемент из скрученных металлических проволочек, который формуется и собирается вручную, фиксируется клеем на листе бумаги и посыпается серебряным порошком, являющимся припоем. Под воздействием высокой температуры газовой горелки, порошок расплавляется и спаивает проволочные элементы в единое «кружево». Иногда скань дополняется «зернью» - серебряными или золотыми микросферами.

Наряду с ростовской финифтью, более 95 лет производимой фабрикой «Ростовская финифть», известна также вологодская (усольская) многоцветная финифть, возникшая в XVII веке в одном из городков под Вологдой.




Наименование места происхождения товара. Павловопосадский платок.

Наименование места происхождения товара.
ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ ПЛАТОК

Номер государственной регистрации: 123
Номер заявки: 2011713117
Дата подачи заявки: 28.04.2011
Дата регистрации: 10.02.2012

Указание товара: "Платочные изделия".

Указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта):

"Город Павловский Посад Московской области, не включая его окрестности."

(Выше представлена цитата из открытого реестра наименований мест происхождения товаров, размещенного на сайте ФИПС).


Производство Павловопосадских платков, шалей, палантинов и других подобных изделий из тканей с набивным рисунком является одним из традиционных народных промыслов.

И хотя кустарным производством текстиля занимались многие жители района, первые более-менее «профессиональные» изделия начал производить житель села Павлово, крестьянин И.Д. Лабзин, в самом конце XVIII века. Собственно, из его «предприятия» постепенно выросла и сформировалась платочная мануфактура (от англ. manufacture — производство).

Наименование места происхождения товара. Павловопосадский платок.

На фото: фрагмент Павловопосадского платка. Изделие ОАО "Павловопосадская платочная мануфактура".

Позднее правнук основателя, Яков И. Лабзин с партнером перепрофилировали предприятие, которое уже превратилось в фабрику по изготовлению платков и шалей из шерстяных тканей с красочным набивным рисунком, которые были очень популярны в тот период времени. Таким образом, в 1860-е годы Павловопосадская фабрика стала производить первые многоцветные шали, а еще через 10 лет производство достигло пика своего развития.

С момента образования фабрики и вплоть до 70-х годов прошлого века рисунок на ткань наносили при помощи деревянных резных форм-«штампов», причем для сложного многоцветного рисунка использовалось до четырех сотен наложений! После 1970-х годов для производства Павловопосадских платков стали применять сетчатые шаблоны из синтетических материалов по аналогии с шелкографией, что повысило производительность производственного процесса и качество получаемого рисунка.

Первое время на фабрике использовались традиционные рисунки московского региона, к которым добавлялся т.н. «восточный, или турецкий узор». Позднее ткани стали украшать реалистичными изображениями крупных садовых цветов (розы, георгины и др.) по красному или черному полю.

Сейчас выпускаются многоцветные шали из уплотненной шерстяной ткани и вязаной бахромой с романтическими названиями «Июньское утро», «Ненаглядная», «Княжеский», «Восточная сказка», «Волшебный узор», «Цветы под снегом», «Счастливица» и др.



Наименование места происхождения товара Дулёвский фарфор.

Наименование места происхождения товара.
ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОР

Номер государственной регистрации: 163

Номер заявки: 2015709713

Дата подачи заявки: 03.04.2015

Дата регистрации: 30.12.2016

Дата публикации: 10.01.2017

Указание товара:

Изделия утилитарного и декоративно-прикладного назначения: посуда (сервизы; наборы: чайные, кофейные, столовые; наборы для специй), декоративные блюда, тарелки, вазы, подсвечники, штофы, шкатулки, барельефы, плакетки, скульптура малых форм и сувенирно-подарочные изделия.

Указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта): г. Ликино-Дулево Орехово-Зуевского р-на Московской области.

(Выше представлена цитата из открытого реестра наименований мест происхождения товаров, размещенного на сайте ФИПС).

Читать дальше про НМПТ "Дулёвский фарфор"...



Проконсультируйтесь по вопросам регистрации НМПТ
с патентным поверенным РФ, рег. № 1173
Ириной Михайловной Сафроновой:

Телефон: +7 (495) 737-63-77 доб. 1301
В начало статьи...



Возврат к списку