Статьи
Товарные знаки Новости компании

Свидетельство у вас в руках. Что дальше?

Сейчас мы поговорим о том, о чем редко рассказывают — об учете затрат в бухгалтерии, связанных с регистрацией товарного знака. Мы охватим весь период — от этапа разработки товарного знака до получения охранного документа. Учет затрат ведётся с целью расчета стоимости рассматриваемого объекта (нематериального актива) и постановки его на бухучет.

Расходами, формирующими первоначальную стоимость товарного знака являются:

- оплата услуг сторонней организации, производившей разработку товарного знака;
- оплата услуг по проверке товарного знака на схожесть или тождественность;
- подача заявки на регистрацию и оплата пошлин.

Принять товарный знак к учету вы можете только после получения Свидетельства о регистрации, т. е. после возникновения права на получение экономической выгоды, оформленного документально. При этом все вышеупомянутые расходы необходимо включить в его первоначальную стоимость. Для избежания рисков вычет «входного» НДС рекомендуется произвести после того, как товарный знак будет зарегистрирован и принят на учет на счет 04.

Если Роспатент даст окончательный отказ в регистрации товарного знака, каким образом списывать все реально произведенные расходы?

В старом, но еще актуальном письме УМНС России по городу Москве от 14.11.2002 года, в частности, указано, что если вы получили отказ от Роспатента в регистрации вашего товарного знака, данный нематериальный актив не может быть принят к учету, а вышеупомянутые расходы никак не учитываются в целях налогообложения прибыли и не уменьшают налоговую базу.

Тем не менее, есть повод побороться за свои права и не постесняться обратиться с письменным запросом в Минфин России и далее руководствоваться полученными на ваше имя разъяснениями. В бухгалтерском учете вышеперечисленные расходы списываются на Дебет субсчета 91-2 («Прочие расходы»).

Какие затраты влияют на переоценку товарного знака и как они должны быть учтены?

Коммерческая организация имеет полное право в конце отчетного года (только один раз в году) переоценивать свои нематериальные активы с учетом текущей рыночной стоимости. Причем согласно бухгалтерским стандартам на переоценку товарного знака влияют отнюдь не затраты, а исключительно изменение рыночной стоимости актива.

Важный момент

Не забудьте выпустить приказ «О вводе товарного знака в эксплуатацию» и сразу же начинайте «коллекционировать» подтверждения использования своего товарного знака.

Это необходимо сделать, поскольку, как известно, если вы в течение трех лет не будете использовать свой товарный знак, ваши конкуренты могут по закону подать заявление об аннулировании ваших исключительных прав на этот объект и оформить его на себя.

Вы можете задать дополнительные вопросы: