Федоскино - НМПТ №31


1. ЧЕМ УДИВЛЯЮТ РАБОТЫ ФЕДОСКИНСКИХ МАСТЕРОВ?

Федоскино. Уникальной особенностью федоскинских художников является использование техники «сквозного письма».

Это специфический приём нанесения живописного изображения светопроницаемыми красками на светоотражающую подложку (сусальное золото, поталь, металлический порошок, натуральный перламутр), наклеенную на основу из папье-маше.

Световой луч, отражаясь от блестящей поверхности и проходя через полупрозрачные лессирующие краски, заставляет их сиять изнутри каким-то волшебным светом.

Заслуга федоскинских умельцев в том, что они расширили традиционную палитру масляных красок, добавив к ней свои особые, совершенно необычные яркие эффекты и акценты.

Самым чудесным образом проявляет себя в качестве подложки перламутр, в зависимости от угла зрения и освещения то плавно переливающийся, играя нежными оттенками, то неожиданно вспыхивающий ярким светом.

2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОМЫСЛА

Федоскино. Федоскино заслуженно считается центром возникновения производства лаковых изделий в России. В 1795 году купец П.И. Коробов наладил здесь производство лаковых козырьков из папье-маше.

Он не поленился съездить в Германию, где перенял технику изготовления модных тогда миниатюрных шкатулок-табакерок, с наклеенными на крышку картинками, покрытыми лаком.

После 1825 года в Федоскино стали создавать шкатулки, украшенные настоящей миниатюрной живописью масляными красками под лаковой плёнкой.

После смерти купца Коробова, фабрика перешла к купцам Лукутиным из Москвы, которые владели ей 85 лет.

Пика своего расцвета фабрика достигла во второй половине XIX века, при А.П. Лукутине.

В то время шкатулки расписывали настоящие художники, среди которых встречались бывшие иконописцы и выпускники Строгановского училища.

3. ОСОБЕННОСТИ ЖИВОПИСНОЙ ШКОЛЫ ФЕДОСКИНО

Федоскино. В отличие от художников возникших позднее центров лаковой миниатюры Мстёры, Палеха и Холуя, мастера Федоскино в отношении сюжетов отличаются абсолютной «всеядностью».

Среди работ разных периодов можно встретить «тройки» и «чаепития», портреты, сценки из крестьянского быта, изображения косарей, трактористов и комбайнёров за работой.

Не редкость картины на тему охоты и рыбалки, цветочные букеты, городские и природные пейзажи, изображения животных и птиц, копии картин известных мастеров, иллюстрации к литературным произведениям, сказочные и фантастические картины.

При этом живописные портреты отличаются особой реалистичностью, вплоть до фотографической точности (портреты Н.С. Хрущёва, И.В. Сталина, В.И Ленина, Фиделя Кастро).



4. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ

Федоскино. Материал для шкатулок – папье-маше – получают следующим образом. Древесный картон раскраивают на ленты, промазывают клейстером, наматывают на специальные шаблоны и помещают в пресс.

Аналогично из склеенных пластин картона получают заготовки для донца и крышки шкатулки. Сформированную заготовку-«катушку» и дно с крышкой сушат около месяца. Просушенные заготовки пропитывают сильно разогретым льняным маслом и опять сушат в жаркой печи.

Полученные заготовки становятся настолько твёрдыми и монолитными, что их можно подвергать механической обработке на станках. После придания деталям окончательной формы, шкатулку склеивают, сушат, зачищают и шлифуют. Крепят крышку к корпусу при помощи крохотных петель-шарниров.

После этого поверхности шкатулки шпатлюют, грунтуют и просушивают в печи. Затвердевшие грунты шлифуют, получая идеально ровную и гладкую поверхность. Изделие покрывают внутри красным, а снаружи – чёрным лаком в несколько слоёв, просушивая каждый слой. На внутренней поверхности крышки размещают изображение товарного знака «Федоскино». Теперь шкатулка готова к росписи и поступает к художникам.

Художники-миниатюристы работают масляными красками с использованием тончайших колонковых кистей, применяя технику трёхслойного объёмного письма. Нижний слой живописи формируется из больших цветовых пятен. Затем на него наносится несколько слоёв лака с обязательной просушкой.

На втором этапе рисунок конкретизируют, аккуратно прописывают мельчайшие элементы изображения. И снова покрывают лаком и просушивают. На третьем слое «увеличивают контрастность и объемность» миниатюры: наносят светлые блики, тени делают более насыщенными. По краю шкатулки металлическим пёрышком прорисовывают ритмичный и изящный золотой узор.

Когда краска высохла, всё изделие покрывают прозрачным лаком в несколько слоёв, сушат до полного затвердения лака и полируют, пока вся поверхность не засияет.

Возьмите шкатулку в руки – она легкая, но очень прочная и долговечная. Гладкую и аккуратную, её так приятно держать в ладонях и разглядывать загадочную, светящуюся изнутри маленькую живописную картину.

5. МУЗЕЙ

Федоскино. В 2003 году селе Федоскино открыт "Московский областной музей народных художественных промыслов", в котором, в частности, экспонируется самая представительная коллекция федоскинской лаковой миниатюры.

Музей размещается в двухэтажном деревянном здании (памятник истории и культуры «Дом купцов Лукутиных»), построенном в 1890-е годы Николаем Александровичем Лукутиным, последним из династии московских купцов Лукутиных.

В честь него названа и улица, на которой расположен музей.

Здание было спроектировано таким образом, чтобы в нем могло разместиться полностью все производство лаковых шкатулок – от заготовительных операций до художественной росписи и окончательной отделки.


6. ШЕДЕВРЫ КРАСНОЙ КОМНАТЫ

Федоскино. В Красной комнате музея собраны лучшие произведения мастеров из Федоскино: шкатулка «За чаем» (с картины К.Е. Маковского), 1985, худ. Н.В. Иванов (1929-1992); ларец «Хоровод» (сусальное золото), 1978, худ. Н.М. Солонинкин (род. 1945); коробка «Русский танец» (по перламутру), 1957, худ. В.Д. Липицкий (1921-1994); шкатулка «Туристскими тропами» (сусальное золото), 1977, худ. И.И. Страхов (1918-1979) и др.






7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Федоскино. В наши дни федоскинский промысел переживает не лучшие времена. С одной стороны, изделия стали безупречными по качеству исполнения, часто встречаются миниатюрные живописные работы высокого художественного уровня. С другой стороны, цены на приличные авторские шкатулки «Федоскино» начинаются с нескольких десятков тысяч рублей.

Серия подарочных авторучек из папье-маше, иллюстрированных фрагментами известных картин (например, Анри Матисс «Танец»), начинается со стоимости 180’000 – 200’000 рублей. Вы хотите приобрести такую ручку? А в чём для вас её ценность и что вы будете с ней делать? Используете по прямому назначению или положите за стекло?..

Когда коробовские и лукутинские мастера выпускали красиво расписанные шкатулки-табакерки – они были востребованы, находились всегда под рукой и использовались владельцами по несколько раз на дню. И легко предположить, что обладатели таких изделий похвалялись ими друг перед другом – у кого шкатулка круче да рисунок мельче.

В наше «время космических кораблей, атомных подводных лодок и умных смартфонов» шкатулка с лаковой миниатюрой – всего лишь красивая дорогая безделица, обреченная долгие годы пылиться в забвении на дальней полке.

8. ПОСЁЛОК ФЕДОСКИНО. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ.

Федоскино. Посёлок Федоскино находится в 19 км от развязки «МКАД – Дмитровское шоссе».

В центре Федоскино, на Вельяминовской улице, над рекой Уча, возвышается деревянный Никольский храм (1877), построенный на средства купца П.А. Лукутина, владельца фабрики лаковых миниатюр.

В 1928 году Властью Советов здание храма было отобрано у РПЦ, а имущество разграблено. Долгое время в храме было зернохранилище.

Потом несколько лет здание церкви числилось на балансе «Федоскинской фабрики лаковой миниатюры и живописи» и использовалось как выставочный зал живописных работ и лаковых шкатулок. Сейчас храм действующий.




9. НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА (НМПТ) ФЕДОСКИНО.

Федоскино. Номер государственной регистрации: 31

Номер заявки: 98702851

Дата государственной регистрации: 22.09.1998

Указание товара:
Художественные изделия из папье-маше с лаковой миниатюрной живописью: шкатулки, ларцы, миниатюрные коробочки, подставки, панно, подносы, броши, браслеты, перстни, адресные папки, записные книжки. Характерной особенностью Федоскинской миниатюры является многослойная живопись маслом на черном лаковом поле. Черный фон четче выявляет контуры изображения, придает большую звучность цвету. Мастерами, в основном, используется метод письма "по-сквозному". Письмо "по- сквозному" выполняется чаще всего на металлических фонах, для чего используют сусальное золото, серебряный или иной металлический порошок, который наклеивают на поверхность в качестве своеобразного грунта, применяются также перламутровые пластины-вставки. Поверхность изделий часто украшают миниатюры с жанровыми сюжетами, пейзажами или портретами. Как правило, это миниатюры, воспроизводящие картины известных живописцев. Мастерам Федоскина свойственна реалистическая трактовка изображения. Важной частью является и декоративно-орнаментальное оформление изделий. Орнамент используется в сочетании с миниатюрной живописью для единого декоративного оформления предмета, а также в качестве самостоятельного жанра в художественном оформлении изделия, использующего специфические традиционные приемы - скань, цировку, отделку "шотландка", "под черепашку", "под малахит", "под слоновую кость", инкрустацию перламутром и др.

Свидетельство на право использования:

Номер государственной регистрации: 31

Номер свидетельства: 31/2

Номер заявки: 2014701517

Дата государственной регистрации: 16.03.2015

Дата истечения срока действия свидетельства: 22.01.2024

Наименование места происхождения товара:
ФЕДОСКИНО

Обладатель(и) свидетельства:
Государственное унитарное предприятие Московской области "Федоскинская ордена "Знак Почета" фабрика миниатюрной живописи", 141052, Московская область, Мытищинский р-н, с. Федоскино (RU)

Указание товара:
Изделия художественно-декоративного и утилитарно-бытового назначения, выполненные из папье-маше с лаковой миниатюрной живописью: шкатулки, ларцы, миниатюрные коробочки, подставки, панно, подносы, броши, браслеты, перстни, адресные папки, записные книжки.

Указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта):
с. Федоскино Мытищинского р-на Московской области



Узнайте больше про наименование места происхождения товара (НМПТ)...

Автор:  Текст, фото, видео - Николай Геннадьевич Соков
По вопросам регистрации НМПТ Вам ответит
Патентный поверенный РФ, регистрационный номер 498
Васильева Ольга Львовна
по тел.