Что такое Гжель?
Гжель — традиционный русский народный промысел, представляющий собой особый вид росписи керамических изделий.
Название «Гжель» сегодня объединяет два с половиной десятка деревень, расположенных в полусотне километров к востоку от столицы. Первое упоминание о поселении Гжель относится к 1339 году.
Район этот давно известен как место добычи разнообразных качественных глин. Некоторые виды глин по царскому указу доставляли возами в Москву для изготовления аптекарской посуды. Благодаря обилию сырья, деревня Гжель производила гончарную посуду, кирпич, гончарные трубы, печные изразцы и глиняные детские игрушки, в том числе и для Москвы.
В 1800-х годах Павел Куликов нашёл состав белой фаянсовой массы, а затем научился производить изделия из фарфора, основав в Гжели первый завод по его производству. С него, собственно, и началась история Гжели как центра по производству известного на всю страну Гжельского фарфора.
Развенчание мифов
Миф 1
Керамика с синим рисунком на белом фоне — значит, Гжель?
Оказывается, нет. Фарфор был изобретен в Китае по разным источникам в диапазоне от 206 до 906 года нашей эры. А уже в эпоху Династии Мин (1368-1644 г.г.) в Китае производили фарфоровую посуду с синим рисунком на белом фоне.
Другими словами, начиная с XIV века китайцы уже делали сине-белые художественные фарфоровые изделия в больших объёмах. Спрос на них только увеличивался, поскольку они очень полюбились европейцам несмотря на их дороговизну.
Нет ничего удивительного в том, что в XVII веке в голландском городе Делфт (кстати, родине гениального живописца Вермеера Делфтского) стали массово производить местный Делфтский фарфор сине-белой гаммы.
Местные художники не только подражали традиционным китайским приёмам декорирования фарфора. Они стали наносить изображения голландских пейзажей, цветов и картин на библейские темы.
Качественными сине-белыми голландскими изразцами украшали печи в богатых российских домах.
В свою очередь, в первой половине XVIII века на российском фаянсовом заводе, принадлежавшем А. Гребенщикову, в подражание уже делфтским мастерам, стали выпускать двухцветные сине-белые изделия. Именно они были и остаются визитной карточкой керамических изделий Гжели.
Точно такое же сочетание цветов можно встретить на португальских керамических плитках или изразцах-«азуле́жу».
Из таких сине-белых керамических «квадратиков» собирают огромные многофигурные панно, украшающие стены церквей и кафедральных соборов в городах Лиссабон и Порту.
Изображения на португальских изразцах часто удивляют наивностью и неким примитивизмом.
Здание ж/д вокзала в городе Порту, напротив, отличается высокохудожественными картинами на керамической плитке.
Миф 2
Цвета гжельской керамики: синий рисунок + белый фон.
Не совсем так. Действительно, сочетание белого и синего, часто с плавными переходами, это классика гжельской керамики.
Однако «фирменными» цветами гжельских художников являются также красный, лиловый, желтый, зеленый и коричневый.
В последнее время в оформление сине-белых изделий стали добавлять «золотой» цвет. (Сразу вспоминается благородная кобальтовая сетка на тонкостенных сервизах Императорского фарфорового завода, использующая точно такое же сочетание цветов).
Неожиданные «инверсные» цветовые вариации используются в современных изделиях Гжельского Фарфорового Завода. В некоторых моделях доминирующим цветом является тёмный, почти чёрно-синий, с незначительными вкраплениями белого.
Миф 3
Гжельские художники расписывают белый фарфор синими красками.
Это тоже не так. Во-первых, гжельский фарфор не является в строгом смысле белым. Он очень светлый, но слегка сероватый. Рисунок, нанесенный краской «кобальт» имеет матовый чёрный цвет. Сочным и синим он становится только после обжига в печи. А глянцевой поверхность изделия делает стекловидная глазурь.
Фаянс, майолика, фарфор — в чем разница?
Фарфор — вид керамики, состоящей из каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины. Изделия из фарфорового «теста» обжигают при температуре 1300-1460 градусов Цельсия. В результате получается удивительный материал — очень твердый, стойкий к внешним воздействиям, газо- и водонепроницаемый, при небольшой толщине пропускающий свет, при легком ударе издающий высокий чистый звук. Из фарфора изготавливают высококачественную посуду, предметы интерьера, скульптуру малых форм (фигурки, статуэтки), художественные произведения (вазы). Фарфоровые изделия часто расписывают (надглазурная или подглазурная роспись) и покрывают твёрдой стеклоподобной глазурью.
Фаянс — белый или слегка желтоватый пористый материал. Состав — белая глина, кварц и мел. Пропускает воду, поэтому глазурью покрывают 100% поверхности изделия. Используют для изготовления недорогой посуды для повседневного применения.
Майолика — отличается пористым черепком, гладкой поверхностью. Пропускает воду. Часто покрывается цветными глазурями. Используется для оформления интерьера архитектурных сооружений, для производства посуды и художественных изделий (ярославская майолика — фигурки с тончайшим рисунком). Состав — белая или красная глина, кварц, мел и плавни.
Гжель — НМПТ №2
Номер государственной регистрации: 2
Номер заявки: 93056818
Дата государственной регистрации: 25.05.1994
Наименование места происхождения товара: ГЖЕЛЬ
Указание товара: Изделия фарфоровые утилитарного и утилитарно-декоративного назначения.
Вы можете задать дополнительные вопросы:
- Телефон +7 (495) 737-63-77
- WhatsApp +7 (926) 915-48-45
- E-mail 7376377@innotec.ru