Статьи
НМПТ Новости компании

Мстёра — НМПТ №35

Что такое Мстёра?

Для изделий Мстерской лаковой миниатюры характерны многофигурные композиционные сюжеты.

Цветовая гамма изделий — голубовато-серебристая или охристо-желтая и красная. Миниатюры выполняются желтковой темперой.

В тематике лаковых изделий преобладают сюжеты из сказочно-былинного эпоса, песен, литературных произведений, а также бытовые сюжеты и пейзажи. Действие в миниатюрах происходит на фоне сказочного гористого или среднерусского ландшафта, иногда на фоне условного архитектурного ансамбля. Композиция обрамляется тончайшим золотым орнаментом. Расписывают сюжетно связанные миниатюры на крышке и боковых стенах изделий.
 

История Мстёры

В письменных источниках Богоявленский погост (с XIX века — село Мстёра) на реке Мстёрке впервые упомянут в 1623 году. А уже в конце XVII века на территории Богоявленского монастыря зарождается иконопись.

В XIX веке Мстёра была одним из самых бойких мест всего Владимирского края. Почему же местные жители так активно осваивали торговлю и самые различные ремёсла? Ответ прост — пахотных земель здесь мало, а те что есть, отличаются крайне низким плодородием. Поэтому жители Мстёры не занимались земледелием, за исключением небольших огородов. 

Была и еще причина предпринимательской активности — речка Мстёрка через Клязьму и Оку связывала село водным путём с Нижним Новгородом, что создавало прекрасные условия для торговли.

Вот почему в небольшом селении возникали такие разные виды деятельности, как рыболовство, перевоз с берега на берег, производство патоки, кожевенное дело, иконопись, ювелирное дело (чеканка, финифть, скань, гравировка), вышивание гладью, ткачество.

Неожиданным для села направлением деятельности оказалась литография, позволявшая выпускать огромным тиражом лубочные картинки, которые раскрашивала женская половина населения, имея на этом дополнительный заработок.

В середине XIX века более половины жителей Мстёры занималась иконописью или ремеслами, с ней связанными. Одарённые мастера-живописцы, которые занимались созданием копий-имитаций старинных новгородских икон или реставрацией повреждённых, почти совсем стершихся ликов на древних образах. 

Распространением дешевых икон и лубочных картинок занимались «офени» — торговцы мелочёвкой вразнос. Закончив сезонные хозяйственные работы, они нагружали своё транспортное средство товаром, и отправлялись в дальний путь.

В чём отличие Мстёрской миниатюры от изделий из Федоскино, Палеха и Холуя?

Мы задавали этот вопрос художникам, сотрудникам музеев и специалистам на выставочных стендах. Вот обобщенные ответы:

- Художники Мстёры, Палеха и Холуя сохраняют в искусстве лаковой миниатюры иконописные традиции и работают темперой. Живописцы из Федоскино — маслом.

- Работы из Мстеры, Палеха и Холуя отличаются нарочито искажённой (как и в иконах) перспективой, сказочностью и хорошо заметной стилизацией персонажей. Портреты кисти живописцев из Федоскино отличаются фотографической точностью на грани с гиперреализмом.

- Только Мстёра производит лаковые шкатулки, украшенные изящными цветочными композициями.

- Мстёрские художники стараются придерживаться определенной цветовой гаммы: прохладной серебристо-голубой, либо тёплых жёлто-охристой или красной. В отличие от Палеха и Федоскино, золотой цвет практически не используется в самом живописном изображении. Золото присутствует только в виде тончайшего орнамента по черному фону вокруг изображения.

- Мстёрские живописцы стараются не использовать яркие цвета — им присущи более мягкие цветовые сочетания, близкие к пастельным тонам.

- Представители всех четырёх школ признают, что у всех у них идёт заимствование техник, сюжетов, цветовых решений и композиций у своих коллег. 

Мстёра — НМПТ №35

Номер государственной регистрации: 35

Номер заявки: 96705492

Дата государственной регистрации: 27.05.1999

Наименование места происхождения товара: МСТЁРА

Указание товара: Художественные изделия из папье-маше с лаковой живописью.

Вы можете задать дополнительные вопросы: