Ростовская финифть - НМПТ №117


1. «ОЩУЩЕНИЕ СЧАСТЬЯ И РАДОСТИ»…

Ростовская финифть. Отзывы в соцсети ВКонтакте в обсуждении на тему «Я люблю Ростовскую финифть»:

- «...финифть создает особое настроение, неповторимый образ. И лучшего подарка не найти! Я люблю ее в руках держать, рассматривать, примерять - охватывает ощущение счастья и радости! И вокруг тебя мир становится красочнее и добрее!» (Алёна Свиридова)

- «Украшения просто замечательные! Колье когда одела - так как будто всю жизнь мое было ))) Такое теплое и душевное...»
(Анастасия Смирнова);

- «...я просто влюбилась в этот вид искусства, настолько изящная тонкая работа, это невозможно сравнить с классическими ювелирными изделиями из драгоценных металлов, финифть - это ювелирное кружево, по-другому не скажешь, очень красиво!!!»
(Диана Варданян);
- «Получила от изделий огромное удовольствие! Чувствуется любовь, с которой они сделаны. Особенно милы божьи коровки - просто чудо!»
(Анна Машкович);

- «Купила вчера первые сережки :) Красиво, нежно, изящно и современно - это все ФИНИФТЬ!!! Спасибо)))»
(Юлия Ладик).


2. ЧТО ТАКОЕ ФИНИФТЬ?

Ростовская финифть. Финифть представляет собой изделие, полученное путём многослойного нанесения художественного изображения огнеупорными красками (с последующим запеканием) на белую стекловидную основу (эмаль). Другими словами, финифть — это живописная миниатюра, выполненная особыми красками на металле, покрытом твёрдой эмалью.

Не следует путать финифть («огненное письмо» по эмали) с «горячей эмалью» (выемчатой или перегородчатой). Горячая эмаль подразумевает заполнение выемок или выгороженных полосками металла зон порошковой эмалью и нагревом изделия до полного ее расплавления. Полученное изделие очень декоративное, прочное и стойкое к внешним воздействиям.

Иногда выемки заполняют т.н. «холодной эмалью», попросту говоря, глянцевой краской без запекания. Этот приём быстрый, простой и экономичный. Однако, по сравнению с «вечной» горячей стекловидной эмалью, холодная эмаль нестойка и недолговечна.

3. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

Ростовская финифть. История появления прообраза эмали прослеживается уже в бронзовом веке. Насыпая на медные пластины разноцветный песок и сплавляя его в печи, ремесленники-экспериментаторы получали необычное изделие, покрытое цветной стекловидной массой.

Причём подобные изделия были найдены на территории Рима, Византии, Китая, Индии и Древней Руси.
Первые художественные произведения, выполненные в технике выемчатой эмали, появились в XII во Франции, в городке Лимож. Её так и называют - «Лиможская эмаль».

Через триста лет там же возникла новая технология, получившая название «художественная» или «раскрашенная» эмаль.

Именно по этой технологии работают мастера Ростовской финифти.

4. СЕКРЕТЫ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФИНИФТИ.

Ростовская финифть. Для изготовления небольшой пластинки мастер берет листовую латунь и на настольной гильотинке вырубает заготовку в размер. Затем выпрямляет и придаёт ей желаемую форму, обычно слегка выпуклую.

Далее через небольшое сито равномерно посыпает латунную пластину порошком белой эмали и отправляет в печь, нагретую до температуры около 800 градусов. Процедура повторяется не менее трёх раз. Полученная заготовка с толстым слоем белой эмали поступает художникам для росписи.

Живописцы по намеченному контуру расписывают заготовку в несколько слоёв специальными огнеупорными красками. Каждый слой изображения запекается в печи. Отсюда и второе название финифти - «огненное письмо».

Ростовские живописцы пользуются тончайшими беличьими кистями и красками на основе толчёной стеклянной пудры с различными добавками. Порошковые краски разводятся на машинном масле, которое при запекании в печи при температуре 780 градусов полностью выгорает.

Работая над миниатюрой, художник не должен забывать, что при запекании такие краски меняют свой оттенок и интенсивность цвета.

5. ОСОБЕННОСТИ РОСТОВСКОЙ ФИНИФТИ.

Ростовская финифть. Ростов Великий (Ярославская обл.) сегодня — единственный на всю Россию центр производства расписной финифти и эмальерного искусства.

В XVIII веке художественную финифть стали производить в Спасо-Яковлевском монастыре города Ростов Великий. Именно там создавались финифтевые расписные иконы удивительной красоты. Изделия отличались высоким качеством миниатюр и тонким вкусом.

Постепенно в Спасо-Яковлевском монастыре стали появляться всё новые и новые талантливые художники.

В оформлении изделий из Ростовской финифти часто применяется скань — затейливо скрученное и спаянное кружево из серебряной проволоки, оттеняющая своей лёгкой ажурностью гладкую многоцветность расписной эмали.

Иногда для обрамления окладов икон и декорирования церковной утвари с финифтью используется техника перегородчато-выемчатой эмали, как горячей, так и холодной.

На фото: собор, стены и башни Ростовского кремля.


6. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНИФТИ.

Ростовская финифть. Финифть изначально использовалась для изготовления небольших изделий для украшения головных уборов (митр) и праздничных облачений священнослужителей, для оформления крестов, ларцов и другой церковной утвари, небольших икон и маленьких образков для паломников, а также оружия.

Позднее финифть стали использовать при изготовлении таких украшений, как кольца, серьги, ожерелья, подвески, браслеты, медальоны.

Более крупные пластины применяли для декорирования различных шкатулок, табакерок, ароматниц, пудрениц, посуды и столовых приборов.

В советское время финифть часто применяли для изготовления портретов первых лиц страны Советов, а технику горячей эмали — для изготовления орденов.

На фото: Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове Великом.


7. ГДЕ ГОТОВЯТ МАСТЕРОВ ФИНИФТИ?

Ростовская финифть. Ростовские мастера никогда не рассматривали процесс создания финифти в качестве ремесла. Финифть – элитарное искусство.

Изделия с финифтью стоят дорого, и им трудно конкурировать с низкозатратным промышленным производством икон и дешёвой бижутерии. Поэтому государство с конца XIX века поддерживает промысел путем создания специальных школ и мастерских.

Ещё до революции, в 1898 году был открыт Ремесленный класс рисования, резьбы по дереву и иконописи по финифти, а позднее – Учебно-показательная финифтяная школа.

Фабрика «Ростовская финифть» при поддержке государства открыла в стенах Холуйского художественного училища имени Н.Н. Харламова отделение по подготовке художников по эмали.

Более полувека в Федоскинском училище миниатюрной живописи ведётся подготовка живописцев для фабрики «Ростовская финифть». Каждый год училище производит набор студентов на отделение декоративной росписи на эмалях.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ростовская финифть. Творчество современных ростовских мастеров отличается самой разнообразной тематикой. Это историческая, жанровая, пейзажная и портретная миниатюра, иконопись и цветочная роспись.

Благодаря высокой художественной ценности, работы старых мастеров и современных художников-миниатюристов хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль» и др. музеях и частных коллекциях по всему миру.

«Фабрика «Ростовская финифть» входит в десятку лучших народных промыслов России.

Фабричными мастерами недавно был выполнен заказ на реставрацию финифтяных дробниц (овальных иконок) для оформления входа в Кувуклию храма Гроба Господня в Иерусалиме.

9. ПРИЛОЖЕНИЕ. ИНФОРМАЦИЯ О НМПТ "РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ".

Ростовская финифть. Номер регистрации наименования места происхождения товара: 117
Номер свидетельства на право пользования: 117/1
Дата регистрации: 07.07.2010
Дата публикации: 12.08.2010
Дата истечения срока действия свидетельства: 22.01.2020

Наименование места происхождения товара:
РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ

Обладатель свидетельства:
Закрытое акционерное общество "Фабрика "Ростовская финифть", 152155, Ярославская область, г. Ростов, Борисоглебское ш., 3 (RU)

Указание товара:
Художественные изделия с финифтью: ювелирные изделия - кольца, серьги, клипсы, броши, кулоны, заколки, медальоны, бусы, подвески, колье, браслеты; сувениры - шкатулки, коробки, коробочки, флаконы, рамки для фото, визитницы, панно в багете, панно тарелки, игольницы, подсвечники, медали, значки, зеркала, яйца пасхальные; предметы культа - кресты, образки, ароматницы, ладанки, иконы, иконки, дарохранительницы, часы песочные, часы каминные, литургические наборы, матрешки, фотоальбомы; посудная группа - кубки, подстаканники, икорницы, ложки, рюмки; изделия из кожи - бижутерия, панно, ежедневники, фотоальбомы, штофы, визитницы; изделия из красного дерева - панно, футляры для CD дисков, чехлы для флешкарт.

Указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта):
г. Ростов, Ярославская область



Узнайте больше про наименование места происхождения товара (НМПТ)...


По вопросам регистрации НМПТ обращайтесь
к патентному поверенному РФ, рег. № 498
Ольге Львовне Васильевой:

Телефон: +7 (495) 737-63-77 доб. 5700



Автор:  Текст, фото, видео - Николай Геннадьевич Соков

Возврат к списку