Жостово - НМПТ №47

1. Наименование места происхождения товара № 47 «ЖОСТОВО».

Статус: действует (последнее изменение статуса: 21.04.2004)

Наименования мест происхождения товаров

Номер государственной регистрации: 47

Номер заявки: 96702214

Дата подачи заявки: 22.02.1996

Дата государственной регистрации: 08.11.2000

Наименование места происхождения товара:
ЖОСТОВО

Жостово.

Указание товара:
Изделия художественно-декоративного и утилитарно-бытового назначения, выполненные в стиле русской лаковой росписи на металле, базирующейся на традиционной технологии ручного изготовления предметов быта (подносов) и сочетающей в себе определенную последовательность ремесленных приемов со свободным творчеством мастера-художника. Жостовская подлаковая орнаментальная живопись отличается оригинальной тематикой, живой экспрессией письма и высоким мастерством художественного исполнения. Жостовские подносы разнообразны по форме (многоугольные, круглые, овальные, комбинированные) и цветовой гамме фона (черный, цветной и комбинированный фон (цветной фон - черный борт, черный фон - цветной борт)). Края подносов по периметру выполнены с фигурными бортами в виде выступов и впадин с различным шагом и формой, с симметрией между собой относительно сторон; предусмотрены просечные отверстия в бортах. Для жостовского натюрморта характерно красочное богатство и поэтизация "жостовского букета", центральное место в котором занимает "царица садов и оранжерей" роза, окруженная расположенными в эффектных ракурсах георгинами, маками, анютиными глазками, колокольчиками, ландышами и незабудками. Часто букет дополняется изображениями птиц, фруктов и ягод (яблок, груш, винограда и земляники), а основание букета перехватывает красный бант. Борт подноса для придания ему особой нарядности украшается золотистой растительной каймой. Живопись выполняют импровизированно, свободными мазками, беличьими кистями, используя масляные краски; орнамент выполняют бронзовой пастой, металлическими порошками и краской. К техническим особенностям изделий относятся холодная штамповка, холодная штамповка в сочетании с ручной ковкой заготовки, ручная ковка, многослойность живописи и многократность сушки.

СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Жостово.

Статус: действует (последнее изменение статуса: 06.09.2012)

Номер регистрации наименования места происхождения товара: 47

Номер свидетельства на право пользования: 47/2

Номер заявки: 2012714610

Дата подачи заявки: 04.05.2012

Дата регистрации: 05.09.2012

Дата публикации: 25.09.2012

Дата истечения срока действия свидетельства: 04.05.2022

Наименование места происхождения товара:
ЖОСТОВО

Обладатель свидетельства:
Общество с ограниченной ответственностью "Жостовская фабрика декоративной росписи", 141036, Московская область, Мытищинский муниципальный р-н, городское поселение ПИРОГОВСКИЙ, дер. Жостово (RU)

Указание товара:
изделия художественно-декоративного и утилитарно-бытового назначения (подносы), выполненные в стиле русской лаковой росписи на металле

Указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта):
Мытищинский муниципальный район Московской области, городское поселение ПИРОГОВСКИЙ, деревня Жостово.


2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОМЫСЛА

Жостово. Первые мастерские по изготовлению лакированных изделий возникли в Хлебникове, Жостово, Осташково и др. деревнях (ныне Мытищинский р-он Московской области).

Поначалу они производили из папье-маше расписные табакерки и лаковые козырьки для головных уборов. И то и другое пользовалось спросом. Кстати, первые подносы тоже начали делать из папье-маше, но их быстро вытеснили изделия из металла.

Технология лаковой росписи по металлу пришла в Подмосковье в первой четверти XIX века. Зародилась она на металлургических предприятиях Урала в 1750-х годах.

Родоначальниками производства стальных жостовских подносов считают братьев Вишняковых, основавших для этой цели в 1825 году «Заведение братьев Вишняковых».



3. ТЕХНОЛОГИЯ

Жостовские подносы. Жостовские подносы по классической технологии изготавливают из кровельной листовой стали. Сначала ножницами по металлу вырезается заготовка будущего подноса. Формы самые разнообразные: круглые, овальные, треугольные, гитарообразные, фигурные со сложным контуром. Фигурный «поднос полового» (официанта) для удобства эксплуатации имеет с одного края полукруглую пологую впадину, повторяющую контур его живота.

Затем на наковаленке «ковали» при помощи специальных молотков и инструментов подвергают заготовку пластической деформации, формируя обнижение центральной части подноса. Все плоскости тщательно выравниваются. Края подноса по всему периметру завальцовываются для сокрытия острых кромок и придания жёсткости изделию.

Далее заготовка шпатлюется, шлифуется, грунтуется и трижды покрывается масляным лаком, как правило черным. Хотя в качестве фона могут использоваться синий, красный, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, а также цвета морской волны и слоновой кости. Каждый слой лака просушивается в печи при температуре около 90 градусов Цельсия. Теперь поднос готов к росписи и поступает к художникам.

4. ОСОБЕННОСТИ ЖОСТОВСКОЙ РОСПИСИ

Жостово. Для росписи подносов жостовские художники наиболее часто используют цветочные мотивы: композиции из крупных садовых цветов, дополненные более мелкими полевыми, реже цветочные гирлянды, портреты, жанровые сценки, фрагменты картин известных живописцев, натюрморты, пейзажи, архитектуру, изображения фруктов и ягод, птиц и животных.

Жостовские мастера выработали свой особый живописный стиль, в котором сочетается объёмное реалистичное изображение объектов с некоторой художественной стилизацией.

Пышные композиции из цветов построены с особой тщательностью, с гармоничным чередованием объёмных, как бы подсвеченных изнутри, крупных и мелких цветов, связанных в единое целое с помощью грациозно изогнутых побегов и изящных листьев.

Изображение букета в современных изделиях заполняет почти всё внутреннее поле подноса. По бортам обычно идет т. н. «уборка» - мелкий ритмичный орнамент, выполненный золотой краской.

5. МУЗЕЙ

Жостово. При фабрике работает Музей жостовских подносов. Экспозиция занимает несколько залов, где выставлены лучшие работы из разных периодов.

Наряду с традиционными изображениями цветочных композиций, здесь можно встретить подносы с изображением В.И. Ленина на охоте, ярких упрощенных фигур Казимира Малевича, портрета юного А.С. Пушкина с иллюстрациями к его произведениям, храма Христа Спасителя со светящимися в полумраке куполами.

Некоторые произведения, подобно шкатулкам из Федоскино, содержат вставки из натурального речного перламутра.

Экспозицию музея можно посмотреть самостоятельно или с экскурсией, во время которой проводятся мастер-классы по росписи подносов цветочными композициями.

По соседству расположена сувенирная лавка, где можно приобрести подносы по цене от нескольких сотен, до нескольких сотен тысяч рублей.

6. РАБОТЫ СТАРЫХ МАСТЕРОВ

Жостово.

Среди работ старых мастеров привлекает внимание овальный поднос с женским портретом. На нем хорошо видны следы времени и, вероятно, активной эксплуатации по прямому назначению.

Поверхность его покрыта многочисленными «точками» проступающей сквозь покрытие ржавчины. Однако даже этот факт не уменьшает привлекательности чудесного портрета с живым взглядом и мягкой улыбкой...

Самый старый поднос, представленный в экспозиции музея, насчитывает около полутора веков (!). Это небольшое изделие овальной формы.

На оранжевом фоне изображён относительно небольшой скромный цветочный букет.

Изображение цветов и листьев одновременно стилизованное и реалистичное. Среди них легко угадываются «анютины глазки» и наперстянка.

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жостово. Местные промыслы, зарегистрированные в качестве Наименования места происхождения товаров (НМПТ) №47 «Жостово», сохранившиеся и развивавшиеся в течение почти двух столетий, представляют собой яркий образец самобытного народного творчества, превратившийся в самостоятельное художественное направление.

Одно огорчает — в момент возникновения жостовских промыслов и в последующие годы, металлическими подносами пользовались, наверное, в каждой семье - на большие расписные подносы ставили самовары. Продукция была востребована ввиду своей утилитарности и декоративности. Сказывалось также близость Жостово к Москве с ее огромным количеством потребителей.

Поначалу технология изготовления подносов была полностью ручная, и потому медленная. Поэтому спрос превышал предложение.

Сейчас ситуация коренным образом изменилась. На этапе изготовления заготовок используется производительное штамповочное оборудование. Однако, красивый и функциональный жостовский поднос утратил свою практическую полезность и превратился из предмета первой необходимости в элемент декора.

8. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ.

Деревня Жостово Мытищинского района Московской области расположена к северо-северо-востоку от Москвы, в 22 км от развязки «МКАД — Ярославское шоссе», между Клязьминским и Пяловским водохранилищами.

9. ДЕЛАЮТ ЛИ ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ ЛЮДЕЙ СЧАСТЛИВЫМИ?

Жостовский букет.

Решайте сами. А вот что пишет в ЖЖ автор alionushka1:

"Для меня лично жостовские подносы – это картины. Когда я смотрю на них, то, не зная ни истории, ни всех технологических нюансов, всегда любуюсь тремя вещами: буйными красками, бархатными цветами и сочной зеленью.

Отличить истинно талантливую вещь от кустарной можно с помощью лишь одного нематериального критерия - ощущения: вот греет душу или нет.

Мне действительно очень нравятся народные промыслы. Но с ними в последнее время беда..."

"Когда смотришь на это чудо, то буквально захлёбываешься в цвете - так устали от серости, так хочется окунуться в это мощное жизнерадостное многоцветье – отвести взгляд невозможно..."



Узнайте больше про наименование места происхождения товара (НМПТ)...


По вопросам регистрации НМПТ обращайтесь
к патентному поверенному РФ, рег. № 498
Ольге Львовне Васильевой:

Телефон: +7 (495) 737-63-77 доб. 5700



Автор:  Текст статьи, фото, видео - Николай Геннадьевич Соков

Возврат к списку